5 декабря мировое сообщество отмечает Всемирный день конкуренции. Официальным праздником этот день стал по инициативе Конференции ООН по торговле и развитию в 2010 году. В честь праздника каждый год в разных частях Земли проводятся различные мероприятия, направленные на адвокатирование конкуренции.
В нынешнем году в России вступили в силу новые изменения в Закон о защите конкуренции. О пятом «цифровом» антимонопольном пакете, о новых требованиях и об ответственности за антимонопольное нарушение на цифровых площадках рассказывает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Елена Гречишникова.
- Елена Анатольевна, с 1 сентября нынешнего года вступил в законную силу новый закон, который касается антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики. Что изменилось в антимонопольном законодательстве, и как это повлияет на рынок цифровых платформ?
- 1 сентября 2023 года вступил в законную силу Федеральный закон от 10 июля нынешнего года №301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 4 августа нынешнего года №426-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятые изменения составили пятый «цифровой» антимонопольный пакет. Это говорит о том, что государство придает большое значение развитию цифровой экономики и защите конкуренции в этой сфере. Прежде всего, изменения направлены на регулирование цифровых рынков для предупреждения и пресечения их монополизации, а также усиления контроля за деятельностью цифровых гигантов, таких, как маркетплейсы и агрегаторы.
Предполагается, что Закон повысит качество антимонопольного регулирования цифровой экономики и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.
- Какие основные изменения вносит пятый «цифровой» антимонопольный пакет в антимонопольное законодательство?
- Для простоты восприятия все новые изменения можно условно распределить по пяти пунктам.
Пункт первый. Определена совокупность требований в отношении маркетплейсов и агрегаторов, при наличии которых владелец цифровой платформы будет считаться занимающим доминирующее положение.
Пункт второй. Расширен институт экспертизы при применении антимонопольного законодательства.
Пункт третий. Установлены новые подходы к государственному контролю за экономической концентрацией.
Пункт четвертый. Установлены дополнительные отягчающие обстоятельства, выявленные при заключении антиконкурентного соглашения.
Пункт пятый. Установлена ответственность за повторное невыполнение в срок решения и предписания антимонопольного органа.
- Елена Анатольевна, расскажите более подробно о каждом из этих вопросов. Как они повлияют на практику применения антимонопольного законодательства?
- Первый блок изменений касается применения требований антимонопольного законодательства в отношении маркетплейсов и агрегаторов, то есть цифровых платформ, которые обеспечивают совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров. Статья 4 Закона о защите конкуренции дополнена новым пунктом 4.1, который определил применение требований антимонопольного законодательства в отношении маркетплейсов и агрегаторов. Установлена совокупность условий, при наличии которых владелец цифровой платформы будет считаться занимающим доминирующее положение.
- Каким образом Закон контролирует деятельность цифровых платформ?
- Введено новое понятие - сетевой эффект. Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность программы для ЭВМ в сети «Интернет», обеспечивающая совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров, изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
Другими словами, сетевой эффект является специальным свойством, которое необходимо исследовать в рамках анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Если антимонопольный орган установит обладание компанией существенным сетевым эффектом, то это подтверждает высокую потребительскую ценность программы и большое количество ее пользователей, что позволяет цифровой платформе влиять на общие условия обращения товара, такие, как цена, объем товара на рынке, условия заключения договоров и прочее.
При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством использования цифровой платформы, антимонопольный орган будет устанавливать наличие таких сетевых эффектов и в связи с этим давать оценку возможности нарушения владельцем цифровой платформы антимонопольного законодательства.
Новой статьёй 10.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами, владеющими цифровой платформой.
- А как антимонопольный орган определяет, занимает ли цифровая платформа доминирующее положение на рынке?
- Для того, чтобы признать хозяйствующий субъект, владеющий цифровой платформой, занимающим доминирующее положение, антимонопольному органу необходимо установить наличие в совокупности трех условий.
Первое: сетевой эффект дает хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, либо вовсе затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
Второе: доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает 35 процентов общего объема сделок, которые совершаются на соответствующем товарном рынке.
Третье: выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год должна превысить 2 миллиарда рублей.
Только при установлении всех трех условий маркетплейс либо агрегатор можно признать занимающим доминирующее положение и анализировать его действия на предмет злоупотребления им. В других случаях такое недопустимо.
- Давайте перейдем ко второму блоку, который расширяет институт экспертизы при применении антимонопольного законодательства. Что же изменилось в этой сфере?
- Теперь при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки либо другого действия, подлежащего государственному контролю, либо при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, по ходатайству заявителей либо же по собственной инициативе антимонопольный орган вправе назначать экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения.
- Каким образом Закон регулирует порядок проведения экспертизы и привлечения экспертов?
- Закон устанавливает, что кандидатуры экспертов и вопросы, по которым требуется их заключение, определяются антимонопольным органом. При этом заявители вправе также представить в антимонопольный орган свои кандидатуры для проведения экспертизы либо конкретных экспертов, которых они желают видеть при рассмотрении того или иного вопроса.
Устанавливается, что проведение экспертизы может осуществляться как на возмездной, так и безвозмездной основе, обозначаются основные требования к привлекаемым экспертам, квалификационные требования к эксперту определяются антимонопольным органом.
Следует отметить, что положения новой статьи 9.2 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе, на случай привлечения экспертов в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
- Третий блок вопросов устанавливает подходы к государственному контролю за экономической концентрацией. Какие изменения произошли в этой части?
- Новым законом определено, что по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, если антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что она приведет или может привести к ограничению конкуренции, перед принятием решения заявителю, а также другим лицам, участвующим в заявленной в сделке, направляется заключение об обстоятельствах ходатайства и назначается очное рассмотрение ходатайства, о чем принимается соответствующее определение. Это позволит сторонам сделки предоставлять свои возражения, и только после оценки всех доводов антимонопольный орган примет окончательное решение о соответствии сделки требованиям антимонопольного законодательства.
Следует отметить, что в настоящее время контроль за экономической концентрацией ФАС России оставила за собой, в случае поступления соответствующего ходатайства территориальный орган направляет его в центральный аппарат.
- Перейдем к четвертому и пятому блокам вопросов, касающихся внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Что можно здесь отметить в качестве главного?
- Пятый «цифровой» антимонопольный пакет усилил ответственность за нарушения антимонопольного законодательства с использованием компьютерных программ, позволяющих осуществлять антиконкурентные действия, такие, как картели и соглашения.
В качестве примера можно привести следующий случай. Если антимонопольным органом при рассмотрении дела будет установлено, что хозяйствующие субъекты при участии в торгах, реализуя свое антиконкурентное соглашение, использовали аукционного робота, соответственно, в последующем при привлечении таких хозяйствующих субъектов к административной ответственности за такие деяния будет учтено такое дополнительное отягчающее обстоятельство, как использование аукционного робота.
Также усилена административная ответственность за невыполнение в установленный срок решения либо предписания антимонопольного органа лицом, которое ранее уже было подвергнуто административному наказанию, и ему уже устанавливались новые сроки исполнения такого решения либо предписания.
Для должностных лиц в этом случае установлена административная ответственность в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет, для юридических лиц - административный штраф в двукратном размере суммы ранее наложенного административного штрафа.
Составление протоколов и рассмотрение дел по указанному составу административных правонарушений отнесено к компетенции антимонопольных органов. Дисквалификация должностного лица отнесена исключительно к компетенции судебных органов.
- Каких позитивных изменений Вы ждете от «цифрового пакета»?
- Хочется надеяться, что практика применения пятого «цифрового» антимонопольного пакета повлечет за собой позитивные изменения для тех, кто размещает свои товары и услуги на цифровых платформах, а также для их потребителей.