Российская делегация во главе с представителями Всемирного общества этноспорта, Федерации этноспорта России и Института этнологии и антропологии РАН вернулась из рабочей поездки из Афганистана, где планировалось подписание договора о сотрудничестве между Организацией соколиной охоты Афганистана и Всемирной организацией этноспорта, пишет "Собиз Инфо". Поездка состоялась по приглашению общественного деятеля Афганистана Мохаммада Хабиби. Он занимается развитием этноспорта в Исламском университете Афганистана и развитием соколиной охоты.
С афганской стороной обсуждались вопросы сохранения как объектов материального наследия (памятников археологии), так и объектов нематериального наследия, связанных с традиционными играми, состязаниями и видами борьбы. В поездке побывал и руководитель Тамбовского общества любителей краеведения, бизнесмен, коллекционер и филантроп Михаил Семёнов. Он рассказал «Собиз Инфо» о том, какие договоренности были достигнуты представителями двух государств, как в Афганистане обстоят дела с развитием этноспорта, и в целом поделился своими впечатлениями о поездке.
— Михаил, изначальная цель поездки была достигнута?
— Да, одной из предварительных договоренностей стала возможность участия афганских борцов, представляющих традиционный вид борьбы этой страны – кушти, в титульных русских играх «Атмановские кулачки – 2025», которые по традиции пройдут в конце лета в селе Атманов Угол Сосновского округа. В рамках этого мероприятия пройдет турнир «Вызов этноспорта» по русской традиционной борьбе «за-вороток», где и планируют участвовать данные борцы.
— Как обстоят дела у афганистанцев с этноспортом?
— У них в разных провинциях проходят праздники, которые еще испокон веков там проводились, и внутри этих праздников существовали всевозможные забавы. Однако, если у нас финансирование подобных мероприятий идет со стороны государства, то у них это спонсирует само общество. У нас это уже давно регламентировано, а у них еще есть определенная историческая преемственность этих вещей. Этноспорт всегда там был, но он не формализирован там в таком виде, как у нас. А именно сейчас они начинают эти вещи оформлять с точки зрения государства.
— Почему выбор пал именно на Афганистан?
— Афганистан зажат большим количеством стран, с которыми у них достаточно натянутые отношения. И по сути дела, чтобы разорвать круг дипломатического неприятия власти талибана, афганистанцы, так сказать, смотрят в сторону Российской Федерации. Там, куда мы приезжали, отношение к русским, с точки зрения политики и того государства, которое у них есть, благожелательное. Оно таково по тем простым и понятным причинам, что все те огромные ресурсы, которые СССР вкладывал в Афганистан, там не растворились, а наоборот были зафиксированы. Детские сады, школы, дороги, железные дороги, несколько кварталов в Кабуле застроено проектными российскими организациями по нашим планам — все эти вещи остались, и все прекрасно понимают, кто их строил. Американцы тоже вкладывались туда. Но если СССР в свое время давал непосредственно шпалы, бетон, технологии, специалистов, то американцы выдавали большое количество долларов. Надеясь, таким образом, что на тот момент афганское правительство, которое поддерживало американцев, сумеет создать боеспособную армию и сделать какие-то улучшения по части организации государства. Но, как мы знаем, Афганистан — страна, где много гор, песка. Все эти деньги буквально уходили в песок. И понятно, почему. Жизнь людей в Афганистане — на вытянутую руку с Аллахом. Там нет прослойки в виде государства. Жесточайшая жара за 40 градусов, отсутствие какой-либо медицинской скорой помощи, внятных систем суда и так далее обрекает человека на то, что он может найти защиту, опору и поддержку только внутри собственного клана. Поэтому для них очень важно взаимодействие внутри того социума, в котором он живет. При таких условиях жизни там один человек никогда не сможет организовать сельское хозяйство. И все люди в этих условиях понимают, что их судьба и жизнь зависит только от тех ближайших родственников, которые у него есть. Соответственно, когда кому-то из членов сообщества, которому удалось прийти во власть, попадают в руки деньги, он их вкладывает не в социум большой, а в социум маленький, то есть себе. Американцы выделяли большое количество денег, которые растворялись у них на глазах. А когда талибы во второй раз пришли занимать это пространство, то вооруженное сопротивление им оказать было некому. Афганистан остается в сложной геополитической изоляции, но память о советских временах и реальные результаты сотрудничества создают почву для теплых отношений с Россией. В отличие от американского подхода, основанного на финансовой поддержке, советская помощь была материальной и технологической, что до сих пор видно в инфраструктуре страны.
— Какие археологические места удалось посетить в Афганистане?
— Мы смотрели одно из самых древних мест проживания человека – город Балх. Один из городов, куда доходили войска Александра Македонского. Этот город известен с глубокой древности и считается одним из первых поселений ариев, которые, согласно мнению ряда учёных, мигрировали из степей Урала и Приуралья — в частности, из районов Аркаима и Челябинской области. Реки здесь сыграли ключевую роль в выборе места для поселения: вода была жизненно необходима. Со временем это место превратилось в крупный культурный, торговый и политический центр. Балх стал местом пересечения караванных путей — сюда приходили большие верблюжьи караваны со всей Центральной Азии. Город имел развитую инфраструктуру: здесь находились цитадель, большой рынок, ремесленные мастерские, административные здания и культовые сооружения. Сегодня от былой славы Балха остались лишь руины. Сохранились глиняные валы, кирпичи, относящиеся к различным периодам истории, и фрагменты древней цитадели. Некоторые участки раскопаны, над ними установлены защитные навесы. Для археологов и историков это место — сакральное, но для обычного туриста там практически ничего нет. Из-за того, что практически последние 40 лет Афганистан воевал, туризма там как таковой отсутствует.
— Получается, Афганистан не привлекателен для туристов?
— Без правильной инфраструктуры, внимания и продуманного подхода турист так и останется один на один с чужим местом. Допустим, мы хотим создать систему, где турист чувствует себя комфортно и заинтересованно. Представьте: вы приезжаете, вас встречают, привозят в уютное место, где вкусно кормят, показывают красивый вид. Это и есть настоящий туризм — когда за туром стоит живой контакт, а не просто маршрут из точек на карте. Если человека правильно встретить, показать, рассказать, создать впечатление — он приедет. Но здесь важно помнить: если нет фундамента, крыша не устоит. Нельзя строить туризм только на маркетинге, легендах или церковных реликвиях. Нужно работать с основой — с контентом, с опытом, с личностью гида, с качеством обслуживания. У Афганистана — богатейшая история. Но пока государство не создаст нормальную туристическую инфраструктуру, массовый туризм там невозможен. Нет встречи, нет перевозок, нет безопасности, нет сервиса. И даже самые интересные места останутся вне поля зрения большинства путешественников. Любая страна может сделать хороший туристический прием, но в это надо вкладываться. Вопрос, будет ли власть Афганистана, которой необходимо решать огромное количество социальных проблем и задач, именно в эту отрасль.
— Вы с подобной поездкой ранее ездили в Иран. Можно ли сравнить эти две страны?
— Сравнить их очень тяжело. Иран более структурированная страна. Там сильная государственная власть, а в Афганистане она только строится. Потом в Иране есть значительная прослойка людей с хорошим образованием. По части подготовки кадров эта страна очень богатая. Афганистан — это все же сельскохозяйственная страна, но все, что они там делают, выращивают, это изумительно. Когда мы пробовали их фрукты, я понял, что я, к примеру, абрикосов до этого не ел. Афганистан – это великолепный союз солнца, воды, почвы и труда.
— Что после таких путешествий остается с вами и делает его по-настоящему ценным?
— Самое ценное, что есть в этих поездках — это культурный обмен. Культура является той базовой вещью, которая позволяет народам через обмен какими-то представлениями о жизни, о религии приобщаться к другой культуре. В средневековье была такая наука — схоластика. В ней одно из эпитетов имен дьявола – «разделяющее». Вот все то, что ведет людей к разделению, соответственно, работает на плохие силы. А культура является площадкой, которая объединяет, где мы меняемся идеями, где мы меняемся звуками, запахами, цветами, представления о других. Мы тем самым расширяем собственный горизонт. И культура, имеет огромную глубину, как в компьютере большой блок памяти. Куда ты можешь погружаться глубже и глубже. И всё это хранится не в цифровом формате, а в памяти народа, в земле, в узорах на тканях, в песнях, в архитектуре, в ремёслах. Когда мы путешествуем, мы не просто перемещаемся в пространстве — мы загружаем в себя этот бесценный опыт и знания. И они остаются внутри нас, как часть личной культуры, которую мы будем передавать дальше.
Фото: личный архив Михаила Семёнова