Она долго искала свое призвание. Нашла себя в педагогике, без которой теперь не представляет жизни. А предмет довелось вести особенный – основы православной веры.
Каково идти по едва проторенной в современной педагогике дороге, рассказывает преподаватель Тамбовской православной гимназии имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, Светлана Ивановна Белан.
На своем опыте
Светлана Ивановна, на первый взгляд, строгая и правильная. Но лишь только засмеется – вдруг преобразится. И смех такой – звонкий, заразительный, добрый. Так и плещутся в нем искренность, жизнерадостность. Счастливое для учителя сочетание качеств. Баланс между серьезным подходом к делу и здоровым задором в стиле общения обычно по душе ученикам. Располагает к доверию.
Без него Светлане Ивановне не обойтись. Предмет, который она ведет, касается самой заветной тайны человеческого сердца – веры. За партами сидят дети с разным уровнем подготовки: кто-то воспитывается в воцерковленной семье, а кто-то как раз и пришел, чтобы познать Православие. Ей легко понять и тех, и других: помогает собственный опыт. Сейчас учительница живет по церковным канонам, а росла без представления о них. Крещение приняла в сознательном возрасте, но еще в то время, когда для этого считалось достаточным одного желания обратиться к Богу. Азы пришлось постигать самой. Зато было духовное горение. Памятна ей, например, неповторимая пасхальная радость после первого выдержанного Великого поста.
Однажды знакомая удивила ее тем, что хочет получить богословское образование. До тех пор Светлана Ивановна была уверена, что эта область - только для будущих священников. Идея приглянулась: не иначе – вел Господь.
«Когда приехала в Милостиво-Богородицкий монастырь в Кадоме, заикнулась перед старцем Афанасием об учебе. Он сказал: «Конечно, учись, у тебя вторая весна в жизни начнется». И благословил», – вспоминает С.И. Белан. – Думала, мой папа будет против. Но батюшка обнадежил: «Ничего, согласится». Через некоторое время собралась с духом, сообщила родителям. И папа решил: «Пусть учится». Спросил только: «Будешь по специальности работать?» Ответила: «Буду. Если представится возможность». А маме он пояснил: «У нее же есть диплом, по которому она не работает, пусть будет диплом, по которому она будет работать».
Рекомендацию к поступлению на высшие богословские курсы при Московской духовной академии дал протоиерей Виктор Шальнев – в то время настоятель Лазаревского храма, прихожанкой которого была Светлана Ивановна. Батюшка только заручился обещанием, что специалист вернется преподавателем в воскресную школу.
Вторая весна
Никогда Светлана Ивановна не думала, что поведет за собой молодое поколение. Но по послушанию пришла в воскресную школу.
«Мне, человеку не публичному, это далось непросто», – признается учительница. – Тем более, что не было педагогической практики. Первые уроки сама получала в воскресной школе. Думала, у меня ничего не выйдет. Но потом более-менее стало получаться».
Пригласили преподавать основы православной культуры в седьмую гимназию имени святителя Питирима. Там Светлана Ивановна получила колоссальный опыт. Брала, в частности, пример с Алены Викторовны Серегиной:
«Она по праву мой учитель. К детям – с добром, голос практически не повышает, чем может, заинтересовывает, поощряет. Старается не сразу выдать готовые знания, а заставить ребят думать, чтобы в итоге они сами пришли к нужному выводу. Свои уроки делает красочными, разнообразными. Много читает. Для нее важно сделать все для того, чтобы ученики, когда вырастут, с благодарностью вспоминали уроки.
Тем же принципам старается следовать С.И. Белан. А профессиональным кредо для нее стали опять же слова старца: «Пока есть возможность, сей».
С 2017 года для нее это поле – в Тамбовской православной гимназии имени святителя Питирима. Здесь она вот уже шесть лет говорит о том, чему следует сама. Старается, чтобы слова не расходились с делами, потому что жизнь педагога – наглядный пример для учеников.
«Но не столько я действую, сколько само слово Божие, оно же никого не может оставить равнодушным», – убеждена наша собеседница. – А дети - открытые и благодарные, и благодатные. Они же у нас не только учатся, но и посещают богослужения, исповедуются, причащаются. Привить им хотелось бы то, что Господь хочет привить нам всем. А в какой степени получится – жизнь покажет. Если вера заинтересовывает ребят, для меня это, наверно, самая лучшая награда».
Религиозные темы действительно волнуют девчонок и мальчишек. Они иногда удивляют педагога глубиной рассуждений. А порой испытывают каверзными вопросами, на которые еще премудрые философы искали ответы. Как объять понятие вечности? Тем более вложить в незрелый ум? Приходится прибегать к старому доброму способу: к притчам. Пояснять, что это знание невместимо, как море невместимо в лунку на берегу. Со старшеклассниками, признается учительница, работать еще сложнее. Чтобы зацепить их внимание, она проводит беседы на злободневные темы и придумывает задачи, связанные с нравственным выбором.
По основам православной веры не сдают экзаменов. В минувшем учебном году даже использовалась система «зачет/незачет». Но из опыта работы учительница заключила, что на ее уроках тоже нужны отметки: так же, как и на математике, физике, литературе, должны оцениваться знания. Это стимулирует ребят к тому, чтобы серьезнее относились к занятиям и ради высокого балла трудились усерднее. А духовное состояние и личные предпочтения детей здесь ни при чем.
В авангарде
Зона ответственности С.И. Белан – предмет, который сопровождает детей все время обучения в гимназии. На него отведен один час в неделю в каждом классе. Такой дисциплины нет в обычных школах, а православные учебные заведения – редкость. Поэтому специальные учебники, методические рекомендации еще только разрабатываются. Материалы к уроку учителю приходится подбирать и комбинировать по своему усмотрению. Детская Библия, наставления святых отцов, учебники по основам православной культуры, наработки коллег – все это берется за основу. Подспорьем служат мультфильмы, аудиозаписи, презентации – они разнообразят занятия. Упражнения для домашней работы пока выдаются в виде обычных распечаток. По сути, параллельно преподавательской ведется научно-исследовательская деятельность.
Кстати, общими усилиями коллектив педагогов гимназии составил свой, тамбовский, учебник по основам православной веры для первого класса. Он знакомит с азами: понятие о Боге, свойства Божии, молитва, праздники, Таинства и другое. По каждой теме предлагаются задания. В планах на лето – работа над пособием для второклашек.
Будучи в авангарде православных преподавателей, Светлана Ивановна делится своим опытом с коллегами из других школ. Проводит лекции, мастер-классы, открытые уроки в рамках курсов повышения квалификации, которые организуются несколько раз в год на базе ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию при гимназии. В топ советов педагогам основ православной культуры С.И. Белан включает всего три пункта: любить предмет, желать преподавать, постоянно развиваться. И конечно, во главе должна быть вера в Бога. Только так и можно стать важным ориентиром для тех, у кого весь путь еще впереди.
Александра МИХАЙЛОВА.
Фото из личного архива С.И. Белан