USD87.88-0.21
EUR96.10-0.2

Воскресная школа вырастила своих педагогов

Арина Орлова Прочитали 3661 раз(а)

С энтузиазмом и энергией

ИЗ ВЫПУСКНИКОВ – В ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Воскресная школа Никольского храма села Бокино городского округа Тамбов – можно сказать, передовая. Жизнь в ней насыщенна и разнообразна. Во многом благодаря тому, что инициатива исходит не только от взрослых, но и от их подопечных. Среди молодежи есть активисты, которые, без преувеличения, дышат делами прихода и воскресной школы. Она заменяет этим ребятам все – и кружки, и секции, и клубы по интересам. Потому выпускники не хотят с ней прощаться. Будучи в старшей группе, они стали настоящей опорой педагогов и теперь горят желанием продолжать свою деятельность. На приходе решились на еще один эксперимент: по благословению настоятеля священника Алексия Колесникова доверенные молодые люди из выпускников будут преподавать младшеклассникам.

Кирилл Егоров, Ольга Овсянникова, Алла Лагутина, Янина Калачева – на эту великолепную четверку педагогический коллектив возлагает большие надежды. Все ребята только на рубеже совершеннолетия, и в их пользу то, что еще так свежи детские впечатления. С чем молодые кадры пойдут к ученикам, узнал наш корреспондент.

ЗВУКИ МУЗЫКИ

Ольга в плане преподавания самая опытная в четверке. Практику она стала нарабатывать еще два года назад. Начала с разучивания песенки «Звонит церковный колокол, звонит» к рождественскому утреннику и постепенно поднялась до стажера в воскресной школе. Зоной ее ответственности были презентации, сценарии, наглядный материал. В последнее время девушка вплотную занялась развитием вокально-творческой группы «Путники». Звуки – это вообще ее стихия: Ольга учится в колледже имени В.К. Мержанова при ТГМПИ имени С.В. Рахманинова по специальности «теория музыки». Так сложилось, что недавно музыкальный педагог воскресной школы ушла в отпуск по уходу за ребенком, и талантливой воспитаннице предложили взять на себя обязанности музыкального руководителя. Пока она пробует утвердиться в новом статусе:

«Дети, во-первых, должны почувствовать авторитет. Теперь мы не воспитанники, а педагоги, и к нам нужно обращаться по имени-отчеству. Ребята сначала терялись: ты же Оля, почему надо называть тебя Ольгой Сергеевной? Но потом привыкли. На первом занятии, конечно, волновалась: на меня смотрели не только ребята, но и педагоги. И вместе с тем охватывали теплые чувства. Перед тем как что-то объяснять, поработала с настроем – он должен быть радостным, положительным. Нужно заинтересовать ребят, показать, что ты такой же, как они, предложить радоваться вместе, не стесняясь, не боясь. Одновременно нужно настраивать группу на то, что это занятие, а не просто разговор, дисциплина должна быть на высоте».

Преподавать Ольге понравилось. И в будущем она надеется стать уже профессиональным учителем.

АПЕЛЬСИНОВЫЙ ПИРОГ

У Аллы педагоги отметили талант к кулинарии. Навыки девушки оказались как нельзя кстати: она пришла на смену педагогу по домоводству, которая из-за нагрузки на основной работе не смогла продолжить преподавать в воскресной школе. Алла уже попробовала вести урок:

«Я проводила занятие со своими сверстниками. Думала, не получится, но все прошло хорошо. Мы приготовили апельсиновый пирог. Он был очень вкусный, – свидетельствует Ольга. – Получить такую сладость, да еще во время поста, было очень приятно».

Способности Аллы, видимо, передались по наследству. Родители, и особенно папа, хорошо готовят. Для девушки кухонные хлопоты стали увлечением. Есть у нее своя секретная книжечка, где собраны способы приготовления понравившихся блюд. Алла три года вела эти записи для личного пользования, не подозревая, что будет случай ими поделиться. Теперь же опробованные и успешные рецепты лягут в основу уроков домоводства.

«Наша воскресная школа стала для меня вторым домом, я полжизни отучилась здесь, – говорит мастерица. – Не представляю без нее свою жизнь. Поэтому остаюсь. С нами работают такие люди, которых в обычной жизни я не встречала. Господь меня сюда привел, и я рада этому».

Поваром Алла становиться не думает, а вот к педагогике избранная специальность будет иметь прямое отношение: девушка поступила в колледж имени В.К. Мержанова при ТГМПИ имени С.В. Рахманинова на отделение хорового дирижирования.

ПЕД, ТОЛЬКО МЕД

Янина переезжает на время учебы в соседний Саратов. Но с воскресной школой остается на связи: нет сил расстаться с друзьями.

«Я буду оказывать посильную помощь дистанционно», – обещает студентка.

Ей есть чем поделиться с подрастающим поколением: она была активным участником всех начинаний коллектива – от создания конкурсных работ до организации исторических реконструкций.

Дело жизни Янины, как она надеется, тоже будет связано с детьми – с их лечением. Девушка поступила в медицинский университет с мечтой овладеть специальностью педиатра. Добрая атмосфера, которой довелось напитаться на приходе, где так много детворы, наверняка станет залогом успеха и в будущем поможет найти подход к маленьким пациентам.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Кирилл, студент Державинского университета, берется знакомить ребят с искусством колокольного звона. Такого направления в бокинской воскресной школе еще не было, так что юноше предстоит еще и заложить его основы. Сам он постиг азы у звонаря из Москвы Сергея Медведева, который по приглашению прежнего настоятеля священника Георгия Бородина настроил голос Никольского храма.

«Раньше звон у нас был скудный: колокола висели, но веревки вели не ко всем, и метод управления был крайне примитивен и неудобен. Ни о каком искусстве колокольного звона речи идти не могло. Это просто были попеременные удары в колокола, – вспоминает молодой человек. – Года два назад мы вместе с Сергеем привели колокольню в порядок. Моя помощь тогда была не особо существенна, но я получил полезный опыт. Сейчас у нас три маленьких колокола, три средних и один большой благовестник. Вариативность звона увеличилась в разы. Пропорционально возросла и сложность обучения колокольному звону на этой установке».

Премудрости трезвона, перебора и благовеста Кирилл осваивал уже самоучкой: где по роликам в интернете, где методом проб и ошибок. Наконец, руки поймали нужное положение, а практика отточила мастерство.

Колокольный звон – это больше не про теорию, это про слух, чувство ритма и ловкость. Поэтому очное обучение будет гораздо продуктивнее, и город скорее получит новых звонарей.

«Храмы не должны молчать, – убежден Кирилл. – Нужно, чтоб на каждой службе кто-то звонил, и все было четко, отлажено».

СТАРШИЕ ТОВАРИЩИ

Конечно, эти молодые люди еще не дипломированные специалисты и для детей скорее старшие товарищи, чем наставники. А все-таки подход к занятиям у них уже другой. Есть мысли о развитии новых направлений, например, спортивного и информационного. При этом приоритетом учебно-воспитательного процесса в воскресной школе они считают вероучительные дисциплины.

«Глубинными познаниями веры обладают далеко не все. И даже воцерковленные семьи не всегда осведомлены в области догматов и канонов. А в воскресной школе изучение христианства идет углубленно, даются ответы на многие вопросы», – подчеркивает Кирилл Егоров.

Ольга, Алла, Янина и Кирилл сейчас в том возрасте, когда вырастают крылья, когда хочется послужить на благо Отечества и украсить окружающий мир. Их молодой задор наставники мудро направляют в доброе русло.

«Эти ребята по десять-двенадцать лет занимаются в нашей воскресной школе, они тонко чувствуют веру. Готовя мероприятие, они не предлагали ничего такого, что не соответствовало бы Православию, – говорит директор воскресной школы храма святителя Николая Чудотворца Ксения Владимировна Овсянникова. – Конечно, я присматриваю за ними, чтобы не было отступлений, и первые занятия они будут вести в моем присутствии. Но мы уже уверены в своих выпускниках. Не хотим их упускать: они могут принести много пользы Церкви и конкретно нашей воскресной школе».

Александра МИХАЙЛОВА. Фото автора