Главные принципы
Зимой будущего года в России отметят 292-ю годовщину со дня начала отечественного кадетского движения: 17 февраля 1732 года по указу императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге был открыт первый в стране кадетский корпус. Сегодня в России существуют нахимовские и суворовские училища, морские и казачьи кадетские корпуса, кадетские классы. Они продолжает традиции, которые складывались столетиями. Принципами воспитания кадет были и остаются патриотизм, дисциплина и трудолюбие.
Кадеты детально изучают историю и культуру России, знакомятся с биографиями талантливых военачальников, философов, писателей, художников, других выдающихся деятелей. В кадетских корпусах создали уникальную модель образования, которая восполняет недостаток мужского воспитания в обычных школах. Учителя и воспитатели (офицеры-наставники) создают оптимальные условия для гармоничного раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого ученика, формируют у ребят основы подготовки к служению Отечеству на государственном, гражданском и военном поприще.
Воспитанники кадетских школ большую часть дня, а иногородние – круглосуточно проводят в стенах учебного заведения, живут по определенному расписанию и распорядку, носят военизированную форму, обучаются навыкам строевой, караульной службы, изучают специальные военные предметы, приучаются сначала выполнять свои обязанности и только потом отдыхать, подчиняются приказам старших и так далее.
Весь уклад жизни кадет требует трудолюбия. Он включает в себя ежедневные смотры внешнего вида, проведение строевых занятий, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде.
В России растет интерес к кадетскому образованию и воспитанию, многие школы кадетской направленности строят партнерские отношения с различными министерствами и ведомствами, поставляют им своих выпускников. Однако до сегодняшнего дня в Минпросе не существовало специального подразделения, в нашей стране не было единой концепции кадетского образования. Идея о необходимости такой концепции возникла как в недрах самих образовательных учреждений, так и обсуждалась на площадках Счетной палаты РФ и Совета Федерации. Недавно Министерство просвещения совместно с экспертным сообществом разработало проект такого документа. Он тем более стал нужен в Год педагога и наставника.
Кадетский форум
Со 2 по 4 ноября в Москве прошел Всероссийский форум – съезд делегатов образовательных организаций кадетской направленности. Он был организован Министерством просвещения в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и национального проекта «Образование» при поддержке Ассоциации российского кадетства и Ассоциации педагогических колледжей «АПК» Москвы. Целью форума стало выявление успешных практик воспитания и формирования гражданской идентичности учеников образовательных организаций кадетской направленности и обсуждение концепции развития системы воспитания и обучения в образовательных организациях кадетского типа.
На съезд собрались более трехсот представителей кадетских образовательных учреждений из семидесяти семи регионов России. Среди делегатов форума были представители Тамбова и Уварово – Многопрофильного кадетского корпуса имени Героя Советского Союза, летчика-космонавта Л.С. Демина и Уваровского кадетского корпус имени Святого Георгия Победоносца. Тамбовских кадет и их педагогов представляли заместители директора Р.А. Дронов, П.Е. Грицук и С.М. Митин.
На нынешнем этапе
Перед началом форума у делегатов была возможность познакомиться с выставкой художественного творчества российских кадет – фотографиями и рисунками, научно-методической литературой. Первый день съезда начался с секционных занятий по теме «Современное состояние системы кадетского образования в России». Их вел председатель Ассоциации российского кадетства Николай Антипов. С докладом «Специфика и опыт работы организаций кадетской направленности, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации» выступил начальник отдела общего, дошкольного образования и довузовской военной подготовки Минобороны Геннадий Маркевич. Опытом и спецификой работы в детских кадетских учреждениях Министерства внутренних дел поделился заместитель начальника Астраханского суворовского военного училища МВД Дмитрий Соловьёв. О своих заботах рассказали представитель Следственного комитета России Григорий Шаповаленко, представитель Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий Виталий Штаймец и другие.
Пленарное заседание стартовало торжественным открытием: в зал внесли Государственный флаг России, был исполнен гимн Российской Федерации. Участников съезда приветствовал первый заместитель министра просвещения России Александр Бугаев. Основные направления «Концепции развития кадетского образования в России» прозвучали в выступлении директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Наталии Наумовой. Говорили также о кибернетических навыках, о морали и цифровой этике кадет, о многом другом. Например, председатель Ассоциации российского кадетства Н.Г. Антипов озвучил перспективы развития кадетского образования и воспитания, ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко предложил создать в регионах кадетские атомные образовательные кластеры, председатель ветеранской благотворительной организации «Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет» Юрий Лавринец рассказал о работе ветеранов по возрождению традиций среди молодежи.
В тот же день проходили «круглые столы». Делегаты съезда разделились на группы, и пока одни обсуждали концепцию развития кадетского образования в России, другие дискутировали по теме «История кадетства как основа развития системы кадетского образования и воспитания». Вечером прошло подведение итогов, обсуждение обобщенных предложений. Здесь уже командовала руководитель рабочей группы в сфере кадетского образования Министерства просвещения России, директор кадетской школы в Люберцах Наталия Скисова. Специальной экспертно-редакционной группе было поручено оформить итоги и предложения в документ. Затем состоялось голосование по вопросу принятия «Концепции развития кадетского образования в Российской Федерации».
Визиты и культурная программа
Второй день форума был посвящен знакомству делегатов с кадетскими образовательными учреждениями Москвы и Московской области. Заместитель директора Тамбовского многопрофильного кадетского корпуса имени Льва Демина Роман Дронов побывал в Первом Московском кадетском корпусе, кадетскую школу в Люберцах посетил заместитель директора ТМКК Петр Грицук.
В День народного единства делегатам съезда представили тематическую культурную программу. Собравшиеся посетили Центральный музей Великой Отечественной войны – Музей Победы на Поклонной горе, Музей военной истории Российского военно-исторического общества. Не обошлось без возложения цветов к подножию скульптуры скорбящей матери в Зале Памяти и Скорби в Музее Победы.
Впечатления
– Нам, представителям Тамбовского многопрофильного кадетского корпуса, у которого работает множество договоров социального партнерства с различными министерствами, ведомствами, военными и гражданскими вузами России, мы дружим с Белоруссией и Луганском и так далее, было странно слышать о том, что у Министерства просвещения России все еще нет не только какого-нибудь профильного отдела, но даже концепции, направлений развития образования и воспитания в кадетских школах. А у Минобороны, у МВД, у МЧС, у Следственного комитета есть кому заниматься этим. Но теперь появилась надежда на изменения. Считаю полезным общение с коллегами на съезде, с делегатами из других регионов, дискуссии на «круглых столах». Посмотрел Первый Московский кадетский корпус, и хочу сказать, что ничего такого, чего нет у нас в Тамбове, не увидел, – говорит Роман Дронов.
– Мои впечатления от съезда? Хорошие. Все было организовано достойно. Мы утвердили проект концепции развития кадетского движения. Съезд показал, что отсутствует необходимая нам законодательная база, что ее будут создавать. Ведь, например, такой кадетский корпус, как у нас в Тамбове, требует особого к себе отношения, в том числе наших региональных органов управления. Нельзя грести все школы под одну гребенку, мы не обычная средняя школа. Очень понравилось то, что на съезде решили учредить всероссийский праздник – День кадета, который намечен на 14 января. Кстати, раньше мы праздновали его в феврале. Теперь Минпрос страны выйдет с предложением к Президенту, – делится своими впечатлениями Сергей Митин.
– Полностью поддерживаю своих коллег. От посещения кадетской школы в Люберцах я не в восторге, а вот дискуссии были полезны. Считаю, что на форуме наконец-то выработан единый подход к обучению и воспитанию кадет. Съезд в Москве был первым, но, думаю, не последним. Самое главное, что кадетское образование переходит от ведомственного партнерства, от ведомственной помощи к правительственной поддержке, приобретает общегосударственное значение, к нам теперь повернулись лицом. И это не случайно: в настоящее время патриотизм молодежи, ее военная подготовка важнее многих чиновничьих бумажек. Съезд стал серьезным шагом в деле дальнейшего формирования кадетского движения, – считает Петр Грицук.
Андрей СКИЛУР-ХАЗИЕВ, кадетский пресс-центр