Истоки
С 2017 года в Морском центре капитана Н.Г. Варухина, созданном еще в конце шестидесятых годов прошлого века на берегах реки Волхов в древнем русском городе Великий Новгород, реализуют образовательный проект «Россия – страна мореходов XXI века». Среди партнеров проекта – Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и другие.
В рамках проекта проходит обучение юных моряков по программам, цель которых - изучение основ современного и будущего судовождения с использованием новых цифровых технологий навигации и безэкипажного судовождения. Школьникам прививаются любовь к флоту, к профессии моряка, их готовят к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения, где они станут специалистами гражданского морского и речного флота, ВМФ России. Обучение состоит из двух этапов - ежегодных осеннего теоретического и весеннего практического курсов.
В Морской центр принимают школьников в возрасте от девяти до семнадцати лет. В течение пяти-шести лет ребята учатся на трех отделениях: подготовительном (подготовка юнг), судоводительском (подготовка рулевых и штурманов), судомеханическом (подготовка мотористов, механиков и электромехаников). Гордость центра – навигационный тренажер с моделированием визуализации надводной обстановки с обзором 180 градусов и возможностью наращивания функциональности.
Ежегодно курсанты проходят летнюю практику на учебных судах. В настоящее время дополнительным образованием в Морском центре капитана Н.Г. Варухина в течение учебного года занимаются до семисот юных моряков. В Книге Почета Министерства просвещения Российской Федерации это учреждение значится под номером один.
Моряки из сухопутного Тамбова
Уже пять лет в Новгород приезжают ребята из Тамбова, из Многопрофильного кадетского корпуса имени Льва Демина. Да, наш город не является морским портом, он далек от морских берегов, но тяга к освоению профессии моряка здесь не на последнем месте. Этому в немалой степени способствует личный пример одного из лучших воспитателей, офицеров-наставников кадетской школы, капитана второго ранга Военно-Морского Флота России Александра Саркисова.
В прошлом Александр Аркадьевич служил на Северном флоте, на атомном подводном крейсере «Тамбов». Теперь он руководит кадетскими группами (классами) морской направленности, сопровождает своих учеников в Новгород. Кадеты-«деминцы» стараются не огорчать своего педагога. А еще они помнят о нашем земляке, великом флотоводце Федоре Ушакове, чей портрет висит на самом видном месте в учебном корпусе Многопрофильного кадетского корпуса.
Кадетам есть что вспомнить
Очередная группа тамбовских юных моряков недавно вернулась с берегов Волхова – это семеро старшеклассников из 10 «Б» и 10 «В» классов (42-й и 43-й учебных групп) и семнадцать кадет из восьмых-девятых классов (второго и третьего курсов). С 12 по 24 ноября они проходили курс обучения в Морском центре капитана Н.Г. Варухина. Всего там собралось около ста школьников из Московской и Новгородской областей, из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Северодвинска и других регионов.
Вот что рассказывает один из курсантов Матвей Алпатов (43-я группа):
«В Новгороде я был в пятый раз. Летом мы ездили на Всероссийский слет юных моряков, но на этот раз мне понравилось больше. Почему? Во-первых, особенно много занятий было на навигационном тренажере - по десять уроков в день. А еще наши учителя-инструкторы дополнительное внимание уделили работе с навигационными картами, мы больше учились технике по прокладыванию маршрута движения судна. Весной я получу диплом оператора судовождения второй ступени. И в целом мне нравится Морской центр в Новгороде: мы жили в комфортабельных номерах в отеле, хорошо питались, была интересная культурная программа».
У Максима Житенева (43-я группа) – свои впечатления:
«Мы изучали морскую терминологию, сдавали экзамен по судовождению на тренажере, сами выполняли задания по прокладке маршрута движения судна, я выполнял обязанности рулевого. На экзамене нас было трое: один – за капитана корабля, второй был рулевым и третий – штурманом. Я третий год обучаюсь специальности рулевого, сдаю экзамены. А Матвей чаще всего был как бы капитаном, он занимался направлением курса движения судна и контролировал выполнение задач».
Перспективы
Дополнительное образование в Морском центре капитана Н.Г. Варухина дает кадетам немало выгод. Это и профориентация, и теоретические знания по сложной компьютерной, цифровой технике, и практические навыки моряка. Конечно, не все из них потом выберут гражданскую морскую или речную профессию или станут военными моряками. Например, Максим собирается продолжить образование в одном из вузов, которые готовят сотрудников правоохранительных органов. В то же время ребята говорят, что в 10 «В» классе есть кадеты, которые после школы думают поступать в вузы ВМФ России.
Все это впереди, а пока нужно будет сдать новые экзамены, получить дипломы. Второкурсники и третьекурсники еще должны сначала получить, например, право числиться оператором судовождения первой ступени, потом – второй ступени и так далее. И конечно, нельзя не осваивать курс общего образования в кадетской школе, нельзя не готовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Но перспективы есть, и определенные. И кто знает, а вдруг завтрашний выпускник гражданского вуза окажется в рядах тех, кто охраняет морские рубежи Севастополя, или артиллерист попадет на гражданский флот? В любом случае, морская профессия – одна из интереснейших и нужных.
Андрей СКИЛУР-ХАЗИЕВ, кадетский пресс-центр