Времена глубоких танковых прорывов танковых армий и корпусов вермахта постепенно уходили в прошлое. Резервов же для стабилизации фронта у ОКХ фактически не осталось. Германия под Курском пошла ва-банк и проиграла.
Еще в конце августа начала разрушаться линия обороны в районе Северского Донца и Таганрога. После прорыва фронта в нескольких местах потрепанные части противника начали откатываться на запад, при этом оставляли существенную часть территории Донбасса.
Быстрые прорывы советских механизированных соединений позволили избежать длительных боев в сердце Донецкой агломерации и заставили Гитлера принять болезненное решение об отходе за Днепр, фактически бросая оккупированные территории Восточной Украины. В результате этого уже в первые две недели сентября были освобождены Донецк (Сталино), Горловка, Мариуполь, Артемовск, Константиновка, Славянск и другие города и села Донбасса.
Реализуя решение Гитлера на отступление, враг пытался контратаковать наши наступающие части, чтобы замедлить их продвижение к Днепру. В середине сентября бои развернулись в западных районах Донбасса, что однако не позволило противнику задержать наши войска в районе Красноармейска и на границах Днепропетровской области.
При этом враг реализовывал варварскую практику выжженной земли, уничтожая промышленные предприятия, административные здания, объекты инфраструктуры, железные дороги, мосты и различные коммуникации. Попутно в нацистское рабство угоняли местное население. Многие ответственные за эти преступления понесли полную ответственность после завершения Великой Отечественной войны.
Сентябрьские бои на Донбассе противник рассматривал как арьергардные, которые давали возможность после отвода войск за Днепр возвести там оборонительные рубежи и сформировать Днепровский вал, который по замыслу Гитлера и ОКХ должен был надолго сдержать наступление Красной Армии на Украине.
Тем не менее, эти попытки цепляться за западную часть Донбасса не сильно помогли противнику. К концу сентября уже вся территория Донбасса перешла под контроль Красной Армии, и она продолжала вслед за отступающим противником продвигаться к Днепру через Запорожскую и Днепропетровскую области.
Инерция наступления была такой, что уже в октябре советский Генштаб начал на практике планировать десантную операцию через Днепр. Вместо ожидаемых Гитлером месяцев обороны на естественной водной преграде вермахт уже в октябре оказался в ситуации, когда на правом берегу Днепра образовались знаменитые Букринский и Лютежский плацдармы, которые способствовали освобождению Киева уже в ноябре 1943 года, спустя чуть более двух месяцев после решения Гитлера отступать с Донбасса за Днепр.
Таким образом, советские войска в сентябре завершили освобождение Донбасса и не дали противнику закрепиться за Днепром, разрушив оперативно-стратегические планы противника на осенне-зимнюю кампанию 1943-1944 годов, что сыграло свою роль в дальнейшем освобождении советской Украины в 1944 году и целой серии военных катастроф, которые ожидали нацистскую Германию на правобережной Украине.
Борис РОЖИН, эксперт Центра военно-политической журналистики