USD102.81-0.63
EUR106.10-0.15

22 мая 1856 года - день основания Третьяковской галереи

Арина Орлова Прочитали 1578 раз(а)

В этот день известный предприниматель, коллекционер и меценат Павел Третьяков приобрел первые работы русских художников.

В наше время в Государственной Третьяковской галерее хранится одна из самых масштабных и впечатляющих коллекций живописи. Собрание насчитывает более ста тысяч произведений искусства, среди которых преобладают живописные полотна, иконы, графика и скульптура. Экспозиция Третьяковки размещена в нескольких зданиях в центре столицы, которые посещает более полутора миллионов человек в год.

Можно смело утверждать, что Третьяковская галерея - настоящее достояние Москвы и всей России, да и вообще всего мира. В этом музее, созданном по инициативе Павла Третьякова, собрана коллекция бесценных произведений искусства. Эта галерея является одним из самых знаменитых музеев мира, и совершенно заслуженно.

История

Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца семнадцатого столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков.

22 мая 1856 года Павел Третьяков приобрел первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, Эти работы и положили начало его знаменитому собранию. Павлу Михайловичу в этот момент было всего 23 года.

Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания в 1880-е годы по проекту архитектора А.С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых, для расширения экспозиционных площадей было возведено еще несколько строений, в том числе по Малому Толмачевскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.

В 1892 году П.М. Третьяков передал свою коллекцию городу. Передача художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых Москве явилась событием огромной важности. Дар был грандиозным по масштабу: он включал в себя 1902 произведения. В состав русской части вошло 1287 картин, эскизов и этюдов маслом, 518 рисунков, 4 мраморных и 5 бронзовых и терракотовых скульптур. Иностранная часть составила 75 картин, 8 рисунков и 5 танагрских статуэток.

Уникальность дара для истории русской культуры также заключалась в том, что подобные пожертвования, как правило, осуществлялись после смерти завещателей. В этом смысле прижизненный дар Третьякова - редкое исключение в истории отечественной художественной культуры.

Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А еще через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В.М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.

В 1917 году Третьяковская галерея была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям - как русским, так и зарубежным.

В 1920-х - начале 1930-х годов к Третьяковке присоединили несколько соседних владений, в том числе закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А.В. Щусева возведен дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.

В 1986-1995 годах основное здание в Лаврушинском переулке реконструировали. А через три года в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства двадцатого века.

Только факты

Идея создать в Москве коллекцию лучших произведений искусства пришла в голову московскому купцу Павлу Третьякову после посещения петербургского Эрмитажа.

В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие - бесплатный вход в картинную галерею.

За свой щедрый дар Павел получил дворянство от императора. Однако Третьяков отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрет.

В 1867 году галерея превратилась в настоящий музей, впервые открыв двери публике для посещения. До этого посещать ее могли лишь члены императорской династии и их приближенные.

К моменту торжественного открытия в 1867 году коллекция галереи насчитывала уже более тысячи полотен.

Эмблемой Третьяковской галереи долгое время было изображение ее фасада по рисунку знаменитого художника Васнецова. Однако в 2017 году у музея появился новый логотип - буква Т по проекту дизайнерского бюро ONY.

Самой большой картиной, представленной в коллекции, считается «Явление Христа народу». Полотно принадлежит кисти Александра Иванова. Шедевр русского живописца имеет размеры 7,5 на 5,4 метра. Как свидетельствуют исторические хроники, художник потратил на его создание двадцать лет.

За одной из стен залов Третьяковки расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Это стена закреплена на крупных петлях, при желании ее можно снять - она служит дверью в лифт. Наличие конструкции не афишируется, чтобы не подвергать опасности работы.

Сегодня перед зданием музея установлена статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра Кибальникова. Однако она появилась возле галереи только в 1980 году. До этого перед музеем была установлена скульптура Иосифа Сталина, предшественником которой был монумент Владимира Ленина.

Павел Третьяков периодически покупал полотна, запрещенные цензурой. Меценату рекомендовали не показывать такие картины посетителям, поэтому он честно закрывал их тканью. Но это не мешало любопытным потихоньку смотреть за занавеску. И как только проносился слух, что в галерее появилась новая «запрещенка», залы буквально переполнялись посетителями. Именно так случилось с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Некоторые полотна Третьяков наотрез отказывался размещать в своей коллекции. Среди них «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Неизвестная», написанная Иваном Крамским. По поводу последней Третьяков заявил, что она слишком красива и не похожа на реальную девушку. Обе эти работы попали в галерею уже после смерти ее основателя.

 Одним из самых массовых мероприятий галереи стала выставка работ художника Валентина Серова, которая прошла в 2016 году. Ее посетили более четырехсот тысяч человек. У музея выстраивались многочасовые очереди, а руководство Третьяковки развернуло полевые кухни, чтобы накормить ожидающих горячей едой.

 Третьяковская галерея в Лаврушинском закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет - на два года при Третьякове, на четыре во время Великой Отечественной войны и на десять на реконструкцию.

В 1892 году Третьяков, не желая участвовать в торжественной церемонии официальной передачи коллекции Москве и выслушивать многочисленные благодарности, уехал на это время за границу.

6 января 1913 года 29-летний Абрам Балашов с ножом бросился на картину И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Балашов нанес три удара по полотну. Вандала признали душевнобольным, а картину реставрировали целых шесть месяцев.

В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Сейчас площадь Третьяковской галереи составляет 35,6 тысяч квадратных метров.

В 1891 году в Третьяковской галерее, которая к этому времени уже имела статус общенационального достояния, произошла кража четырех произведений искусства. Это событие крайне опечалило Павла Третьякова, и он решил закрыть музей для посетителей на два года. Через некоторое время, благодаря активным поискам две картины все-таки удалось обнаружить, а в 1893 году музей был вновь открыт для публики.

По материалам из открытых источников