Именно на базе агитбригады в 1931 году по решению городского комитета ВЛКСМ был создан Магнитогорский театр рабочей молодежи. Он стал первым профессиональным театром в городе. Шестью годами позднее театру присвоили имя Пушкина.
Как и многие артисты других театров, во время Великой Отечественной войны магнитогорские актеры были призваны на фронт, но театр на эти годы не закрыли. Артисты выступали в военных частях и госпиталях, выезжали в составе культбригад в действующую армию.
Новое рождение
Войну театр пережил, а вот лихие девяностые дались актерам с большим трудом. Летом 1990 года театр был закрыт, а осенью удалось добиться его реорганизации. В результате подобных перипетий он получил название «Новый экспериментальный драматический театр». Возглавил его Владимир Досаев. Он в кратчайший срок собрал вокруг себя единомышленников и сумел наладить работу театра, сделав труппу одним из самых интересных коллективов России.
На прессконференции, посвященной прибытию Магнитогорского театра в Тамбов, нынешний его главный режиссер Максим Кальсин сказал о том, что сейчас благодаря программе «Большие гастроли» восстанавливаются связи между театрами из разных уголков страны, и это вселяет надежду на дальнейшее успешное развитие театрального искусства, в том числе в провинции.
— Мы как будто сшиваем разорванное за два десятка лет театральное пространство. Надеюсь, программа «Большие гастроли» будет работать и дальше. Мы очень рады этим гастролям и тому, что приехали в Тамбов. Мы привезли в Тамбов проверенные спектакли и рады их показать тамбовскому зрителю, — рассказал Кальсин.
Действительно, в былые годы театру из Магнитогорска было чем похвастать. Театр сотрудничал со многими коллективами России и зарубежья. На магнитогорской сцене три года играла французская актриса Анн Сельер. Она запомнилась зрителям по спектаклям «Моменто» Дени Жаке и «Варшавская мелодия» Леонида Зорина. Последний сейчас находится в репертуаре Тамбовского драматического театра. В главных ролях — ведущие актеры тамбовской труппы Анна Тимошина, Сергей Ключников и Егор Катушенко. «Варшавская мелодия» — нестареющая классика, трогательный спектакль, где на сцене присутствуют всего два актера. В нем невозможно соврать — зритель заметит фальшь сразу. По мнению многих критиков, иметь такой спектакль в репертуаре — большая честь для театра и показатель высокого профессионализма актеров.
Еще одной француженкой на магнитогорской сцене стала Анни Жирардо. Она показывала моноспектакль «Мадам Маргарит». Были и авангардные спектакли. Один из них носил символичное для девяностых название «Битва» и был поставлен режиссером Робертом Аджиашвили и хореографом из НьюЙорка Мартой Мейсон.
Без границ
В начале девяностых провинциальный театр Магнитогорска осуществил неслыханный для того времени проект — провел международный фестиваль «Театр без границ». После было много фестивалей и спектаклей, в том числе в Сеуле и Израиле. Неоднократно актеры участвовали в фестивале «Золотая маска». Нынешний руководитель театра Максим Кальсин говорит о том, что репертуарная политика строится на классической и новой драматургии. В афише театров много жанров — сказки, комедии, мелодрамы, трагикомедии, мюзиклы. Даже в журнале «Forbes» Магнитогорский театр вошел в десятку рекомендуемых для посещения провинциальных театров.
С чем пожаловали?
В Тамбов магнитогорцы привезли три постановки. Первая сделана по сборнику рассказов Ивана Бунина «Темные аллеи». Этот спектакль состоит из кусочковрассказов и превращается в единое целое, оказывая психологическое воздействие на зрителей. Сам Бунин уже в конце своего творческого пути признавался, что считает «Темные аллеи» своим самым совершенным произведением. По словам актеров, на сцене Магнитогорского театра этот спектакль идет уже четырнадцатый сезон.
— Мы в спектакле и актеры, и персонажи. Это всегда интересно, — рассказывает актер Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Юрий Дуванов.
Второй спектакль — классическая комедия «Изобретательная влюбленная» по пьесе Лопе де Вега. Заключительным аккордом пребывания магнитогорских актеров в Тамбове стал спектакль по пьесам Вуди Аллена.
— В таком сочетании пьесы Вуди Аллена еще никто не ставил. Это две разные пьесы, которые представлены в двух актах. Они разные по характеру, но объединены одним главным героем, — рассказывает режиссер театра Максим Кальсин.
В основу спектакля легли пьесы Аллена «Риверсайддрайв» и «Олд Сейбрук». Постановка начинается как обычная комедия, после чего приобретает мелодраматический уклон, а после и вовсе превращается в психоделический триллер с элементами детектива.
Однако заканчивается все по традиции хеппиэндом. Как и в «Темных аллеях», одна история спектакля отличается от другой и связывает их только главный герой, одержимый комплексами и проблемами.