Газета №47 (1123), 21 ноября 2017
Перейти к номеру

Транжира или скряга?

21 ноября 2017, 16:56 Прочитали 837 раз
Как найти золотую середину при определении того, сколько давать ребенку карманных денег
С какого возраста можно давать карманные деньги ребенку? Как научить его относиться к деньгам бережно, но не чрезмерно бережливо? Можно ли «платить» детям за оценки или работу по дому? Эти вопросы рано или поздно встают перед всеми родителями. Есть ли универсальное правило, следуя которому, вы научите ребенка правильному обращению с деньгами, читайте в нашем материале.

Правильное обращение с деньгами — это одна из моделей, которую ребенок скорее всего спишет со своей семьи. Могут быть и варианты от противного. Поэтому главное, о чем стоить подумать родителям, — о том, как с деньгами в принципе обращаются в семье, как к ним относятся взрослые.

Давать или не давать?

Частенько родители придерживаются такого мнения, что чем позже начать выдавать чаду деньги на карманные расходы, тем лучше. Мол, зачем ребенку наличные, если у него и так «все есть». Под слово «все» подразумевается крыша над головой, еда, одежда, учебники и игрушки. Но родители забывают, что личные деньги — важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии и взрослении.

Для ребенка, получившего свои собственные деньги, открывается новая степень свободы. Психологи считают, что с помощью денег в том числе ребенок иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или чего нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что­то получить, будь то вещи или развлечения, полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей хотя и остается фактически, уходит несколько в тень, и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным, более независимым. Теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги — один из маркеров его нового положения в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если он того захочет. Давая карманные деньги, родители, со своей стороны, как бы признают за своим чадом право на собственную территорию. Этим они подтверждают его право на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

Когда давать и сколько?

Совет «чем позже, тем лучше» — не самый удачный, если дело касается карманных денег. Общая рекомендация — начинать выдавать наличные на карманные расходы можно с того момента, как ребенок пойдет в школу, с шести­семи лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Количество денег — вопрос более сложный, ведь возможности у каждой семьи разные, и такие же разные потребности у детей. Руководствоваться нужно здравым смыслом. И если ребенок только начал получать свои деньги, на первоначальном этапе родителям рекомендуют ограничиться небольшими суммами. Слишком большие «бумажки», выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка. Для того, чтобы он ощущал себя комфортнее, поинтересуйтесь, сколько денег выделяют родители его сверстников, знакомые вашей семьи (не забывайте про здравый смысл!). Следует выделять сумму, посильную для семейного бюджета, «расставание» с которой не будет заметно. Также рекомендуется заранее обговорить с ребенком карманные расходы и сделать их фиксированными.

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии, оплату секций. Эти суммы выдаются ребенку на что­то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

На начальном этапе папа с мамой могут подсказать (но не настаивать или заставлять), где хранить деньги. Родителям не стоит излишне беспокоиться об их сохранности, пересчитывать и так далее. Карманные деньги — вопрос личной ответственности.

На что тратить?

Конечно, на что потратить карманные деньги, должен решить их обладатель. Но и родители не должны совсем оставаться в стороне от этого процесса. Впрочем, вопрос о том, на что ребенок захочет потратить деньги, лежит в плоскости воспитания. Если возникнет желание «спустить» их на вредную колу с чипсами или что похуже (касается детей старшего возраста), в этом ищите свои «недоработки». Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо и что такое плохо, складываются в течение многих лет под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Уходя из дома, он становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки — это не вопрос наличия или отсутствия у него карманных денег. Всегда найдутся возможности, и финансовыми ограничениями этот вопрос решить не удастся.

Если в семье у ребенка с родителями доверительные, дружеские отношения, нет нужды выяснять, на что были потрачены деньги. Дети, как правило, сами делятся такой информацией. Мягко поинтересоваться, внимательно понаблюдать — приемлемый вариант родительского поведения.

Деньги — наказание или награда?

Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег за какую­либо провинность. Специалисты говорят, что это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Подобного рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на его отношения с ними. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае те деньги, которые обычно шли в карман ребенку, направляются на покрытие результатов его поступка. Но подчеркнем, что проблема детского воровства требует отдельного, внимательного рассмотрения.

Другой способ манипулирования с помощью денег — это награда или оплата. Например, за хорошую учебу, прилежное поведение или уборку по дому. Нужно сказать, что этот метод результативен. Вопрос в том, какими способами достигается результат. Психологи советуют использовать для учебы другие стимулы. В долгосрочной перспективе оплата оценок или домашних дел негативно повлияют на желание ребенка учиться или помогать родителям.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер