Газета №30 (1106), 25 июля 2017
Перейти к номеру

И зрелищ, и хлеба

25 июля 2017, 16:27 Прочитали 716 раз
Алексей Волин: «Мы живем в условиях избалованного потребителя»
На минувшей неделе Тамбов впервые посетил заместитель министра связи и массовых коммуникаций, член правительственной комиссии по телевещанию, известный журналист и пиарщик Алексей Волин. В рамках рабочего визита замминистра прибыл в одно из отделений почты, посетители которого больше часа ждали своей очереди. Столпотворение образовалось из-за кадровых неурядиц: кто-то из работников оказался в отпуске, кто-то на больничном, а кто попросту уволился. С руководством почтамта ситуацию удалось урегулировать: в отделение был переброшен дополнительный резерв. Затем Алексей Волин встретился с тамбовскими журналистами. Обстоятельный диалог затронул важные аспекты функционирования современных СМИ: интернет-свободу, рекламу и перспективы телевещания.

Будущее голубого экрана

Говоря об эре цифрового телевещания, Алексей Волин заверил: никто аналоговое телевидение "насильно" отключать не намерен. С конца 2018 года правительство перестанет дотировать распространение аналогового телевизионного сигнала в населенных пунктах, где проживают менее ста тысяч человек. В целом же при переходе на цифровое телевещание Тамбовская область выглядит одной из лучших в стране. В настоящее время в регионе работает 31 телевизионная станция, которая передает сигнал цифрового телевидения. 99 процентов жителей области имеют возможность принимать десять каналов первого мультиплекса в цифровом качестве.

- Это очень хороший показатель. В целом по стране он составляет 97 процентов. Показатель Тамбова даже выше, чем задан целевой федеральной программой. Второй мультиплекс - это еще десять каналов - доступен восьмидесяти процентам жителей области, что также является хорошим показателем.

В ближайшем времени в "цифре" будет доступен и местный телеканал "ГТРК-России", а вот развивать цифровой формат радио в стране не будут. Это связано с тем, что цена входа на радиорынок весьма невелика. При переходе на "цифру" количество игроков увеличится, что приведет к снижению рекламного рынка, а экономика, по словам пиарщика, играет важнейшую роль в вопросе независимости СМИ.

- Спровоцировать увеличение количества игроков - это "положить" всю радиоиндустрию разом, - заявил Алексей Волин. - Мы исходим и из того, что через 5-7 лет начнется новый коммуникационный цикл и вкладываться в цифровое радио станет бессмысленным, поскольку мы перейдем на следующий этап.

Положение тамбовских СМИ замминистра обсудил с главой регионального Роскомнадзора, который весьма лестно отозвался о местных журналистах. Как правило, среди основных нарушений средств массовой информации по всей стране - неправильное указание выходных данных и использование ненормативной лексики. На этом фоне, заметил Алексей Волин, Тамбовская область выглядит крайне интеллигентно. В материалах местной прессы ненормативная лексика отсутствует.

«Первый черновик истории»

Что касается будущего газет и журналов, столичный гость уверен, что, несмотря на тотальное распространение Интернета, печатные СМИ не исчезнут, хотя их доля заметно сокращается. И такая тенденция характерна не только для российской прессы, но и для европейской.

- В Тамбовской области свыше тридцати изданий, которые вошли в льготный перечень Почты России. При этом в значительном большинстве в этих СМИ не произошло снижение подписных тиражей. Но не стоит убаюкивать себя этим. Мы прекрасно понимаем, что сокращение печатных тиражей - объективный процесс. Интернет забирает долю у газетной аудитории, и мы никуда от этого не денемся. Но газеты не исчезнут навсегда. Есть читатель, которому нужна газета на бумаге. Чтобы такую аудиторию удержать, печатной прессе нужной найти свое место на рынке.

Сделать это можно, считает пиарщик, за счет интересного содержания. При этом лучший способ угробить газету, уверен Алексей Волин, начать слепо копировать газетные материалы в Интернет. Почему это тупиковый путь? Потому что в скором времени читатель поймет, что нет смысла тратить деньги на то, что можно бесплатно получить в Интернете. Газета и сайт должны дополнять друг друга, а не быть "зеркалами".

Что касается перспектив, то замминистра уверен: у газет и журналов есть будущее:

- Теоретически человеку интересно, что происходит в Белом доме или кто стал новым министром экономики. Но какой маршрут будет ходить по улице или какой магазин построят рядом, интересует его больше. Никто, кроме местных средств массовой информации, ему об этом не расскажет.

Чтобы удержать читателя, нужен вышеупомянутый интересный продукт.

- Мы живем в условиях избалованного потребителя, - считает Волин.

А поскольку выбора у него более, чем предостаточно, средствам массовой информации, по мнению пиарщика, нужно постараться удержать читателя. А это уже вопрос профессионализма…

Двигатель прогресса

К слову, о рекламе. В общении с тамбовскими журналистами замминистра признался, что тема запрета рекламы алкоголя в средствах массовой информации окончательно не закрыта. За ее возвращение выступает Минкомсвязи. И тому есть несколько причин.

- Нам часто приводят в пример, что реклама на телевидении может повлечь повальное пьянство. Во-первых, мы не держим людей за дебилов, которые, посмотрев рекламу на телевидении, пойдут и напьются. Свой народ нужно немного уважать. Во-вторых, если посмотреть статистику, то люди в основном травятся суррогатом.

Возвращение рекламы в печатную прессу и на телевидение позволит СМИ не только поправить бюджет, но и станет шагом к либерализации рекламного рынка:

- Мы зажимали, зажимали, зажимали. Потом говорят: "Слушайте, средства массовой информации, что вы сели на шею государства?" На что средства массовой информации резонно отвечают: "А вы нам какой заработок оставили? Алкоголь забрали, лекарства забрали, БАДы забрали, табак забрали". Мы как Министерство, которое отвечает за медиасферу, уже давно говорим о том, что рекламный рынок в РФ требует срочной и серьезной либерализации. В противном случае мы загоняем СМИ в экономическую ловушку.

Великий и свободный?

Не обошли стороной и тему Интернета. В частности, на вопрос нашего издания об интернет-контроле, его эффективности и возможной "золотой середине" Алексей Волин ответил следующее:

- Золотую середину соблюдать желательно, но не всегда получается. Я сказал бы не о контроле, а об установлении правил жизни. Изначально мы исходили из того, что те правила, которые существуют оффлайн, должны распространяться и на онлайн-среду. Но Интернет был создан свободным от какого бы то ни было регулирования. Сегодня мы видим обратную тенденцию: когда на Интернет пытаются распространить дополнительные требования. Задача и правительства, и депутатов вовремя остановиться и понять, что подлежит регулированию, а что нет.

Так, широкое обсуждение вызвал законопроект о многомиллионных штрафах за отказ удалять недостоверные и порочащие честь сведения из социальных сетей. Понятно, что, встречая опасный контент, пользователи всегда должны иметь возможность пожаловаться на него оператору, который должен удалить недостоверную информацию.

- Но что считать недостоверной информацией? - говорит замминистра. - Мы рискуем попасть в плоскость субъективных оценок. Мы внесли свои замечания к законопроекту, и правительство нас поддержало. Знаете, у Министерства юстиции есть замечательная формулировка: "Лексическая неопределенность является коррупциогенным фактором". Это значит, что если положение в законе можно трактовать по-разному, это станет полем для коррупции. На наш взгляд, финальное решение по этому вопросу должен принимать суд. У пользователя должно быть право пожаловаться, а у оператора - возможность оспорить это решение. Последнее слово в таком случае останется за судом.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер