Газета №27 (1103), 4 июля 2017
Перейти к номеру

Сергей Сафронов: Музыка - моя жизнь!

4 июля 2017, 13:27 Прочитали 887 раз
Как директор музыкальной школы из Мичуринска стал основателем уникального учебного заведения
Он родился в 1938 году в Брянске. Отец был кадровым офицером, летчиком. С фронта не вернулся, поэтому мама растила его одна. Крохотную зарплату, которую она получала, работая воспитательницей в детском саду, тратила на сына. И хотя этих копеек порой едва хватало на еду, мать еще с детства начала прививать мальчику чувство прекрасного. Когда Сереже исполнилось десять лет, стала возить его по трем столицам - Москве, Ленинграду и Киеву. В столице он увидел картины Верещагина, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В Ленинграде часто посещал Мариинский и Большой драматический, бывал в консерватории и Эрмитаже, несколько раз ездил в Петергоф. Сергей Сергеевич считает, что именно мама заложила в нем стремление к прекрасному.

Музыка и химия

В школе, где он учился, никто не знал о том, что он ходит еще в одну школу - музыкальную. Мальчику нравились гуманитарные и прикладные науки, он хорошо знал химию и любил ее. Но из-за того, что музыкальная школа находилась в другом районе, добраться до которого можно было, только преодолев пять километров пешком, Сережа часто опаздывал на уроки. Однажды Мария Леонидовна - так звали учительницу химии - подошла к нему после уроков и сказала, что знает, почему он опаздывает на химию каждый вторник. И добавила, что ему это прощается. Поэтому в следующий раз, когда он опоздает, то может без боязни заходить на урок. А еще она заверила Сережу, что он вырастет большим человеком. Эти слова оказались пророческими.

Окончив десятилетку и музыкальную школу с отличием, Сергей Сафронов решил поступить в музыкальное училище. До войны такое училище в Брянске было, но затем его не стало. О том, чтобы учиться в другом городе, речь и не шла - маминой зарплаты едва хватало на то, чтобы прокормиться. Поэтому парень решил устроиться на работу в театральный оркестр на ставку второго скрипача. Там он проработал два года, а музыкальное училище в родном городе так и не открыли. Как-то один из знакомых скрипачей посоветовал ему пойти учиться на техника-механика автомобильного транспорта - профессию в то время очень востребованную и довольно денежную. Через два с половиной года Сергей Сергеевич получил профессию автомеханика, но еще проходя дипломную практику, твердо решил, что работать по специальности не будет никогда.

- В автомобильном цеху грязь, механики постоянно матерились. Для меня как для человека воспитанного это было просто ужасно! - вспоминает Сергей Сафронов.

И вот свершилось - наконец-то в Брянске открыли музыкальное училище! Но радость была недолгой, потому что из-за отсутствия педагогов отделения скрипки, к поступлению на которое молодой человек готовился все это время, не было. Тогда он решил поступить на дирижерско-хоровое направление. Успешно сдав вступительные экзамены, он был зачислен в училище. А всего через несколько дней встретил знакомую по музыкальной школе и, узнав от нее, что в соседнем Смоленске уже давно есть то самое отделение скрипки, на которое он так стремился, поспешил забрать документы из училища и отправился пытать судьбу в Смоленск. Три года в Смоленском музыкальном училище пролетели незаметно, и молодого человека забрали в армию.

Профессиональные вершины

По возвращении в Смоленск после трех лет службы Сергей Сергеевич вдруг понимает, что за годы, проведенные в армии, он совсем отвык от музыкального инструмента, руки огрубели от тяжелой физической работы, и он больше не может ничего сыграть. Это стало для него настоящей трагедией. Тогда он попросил директора училища перевести его на второй курс, чтобы заново освоить всю программу. С директором Сергей Сергеевич был знаком лично и оставался в хороших отношениях. До армии студент часто помогал руководителю училища в организации концертов народного инструментального ансамбля и даже играл в нем на балалайке. Поэтому директор пошел молодому музыканту навстречу и выдал ему двойную стипендию.

Итак, закончил музыкальное учебное заведение Сергей Сергеевич уже в двадцать девять лет. Вскоре последовало получение первой серьезной должности - молодого человека назначили директором музыкальной школы в городок Фокино Брянской области.

- Конечно, я был рад назначению, потому что пока еще не знал, с решением каких сложных вопросов придется столкнуться. Одной из главных проблем стало банкротство организации. Дело в том, что предыдущий директор неправильно составил смету расходов на год, из-за этого преподавателей школы пришлось отправить в отпуск без сохранения заработной платы. Вторым негативным моментом был большой недобор учащихся. Ну, а третьим - ужасная дисциплина. Преподаватели-мужчины запросто могли заявиться пьяными на урок, - вспоминает Сергей Сафронов.

За шесть лет под его руководством школа превратилась в образцовое учебное заведение.

Вторая родина

Еще на четвертом курсе музыкального училища Сергей Сергеевич женился на девушке родом из Тамбовской области, поэтому они с женой часто ездили к ее родителям в Мичуринск. Во время этих поездок Сергей Сергеевич часто заходил в гости в первую музыкальную школу города и, будучи уже опытным руководителем, по-дружески давал директору школы советы по благоустройству и ведению бухгалтерии. В итоге в один из таких визитов директор музыкальной школы, которая уже давно собиралась уйти на пенсию, предложила своему брянскому коллеге возглавить это учебное заведение. Как признается наш герой, колебания у него были. Но, посовещавшись с женой и матерью, он все же согласился на эту "авантюру".

В новой школе Сергея Сафронова ожидали старые проблемы, с которыми он уже сталкивался при работе в Фокино. Но за плечами уже был большой опыт их решения, и новый директор первой музыкальной школы Мичуринска за несколько лет вывел ее в ряды образцово-показательных учебных заведений. За восемь лет работы он создал на базе школы одиннадцать детских творческих коллективов, среди которых - симфонический и духовой оркестры, оркестр баянистов и хор из тридцати двух человек. Кроме того, Сафронов основал музей школы и написал книгу о ее истории.

- Я начал писать музыку, оперы и мюзиклы и столкнулся вот с какой проблемой. Коллектив у нас был большой, но состоял он из одних музыкантов. А для того, чтобы поставить не то чтобы оперу - даже самую маленькую музыкальную пьесу, нужны и актеры, и танцоры, и художники-декораторы. Тогда у меня родилась идея собрать все эти направления в одном учреждении, - рассказывает Сергей Сергеевич.

Дело жизни

Для воплощения своей мечты в жизнь Сафронов отправился в Москву. В Министерстве культуры идею поддержали. Правда, денег на строительство уникального на тот момент учреждения искусств не выделили. Так начались для Сергея Сергеевича хождения по инстанциям. В итоге благодаря упорству и дипломатическому таланту Сафронову удалось договориться с руководством завода "Прогресс" о строительстве двухэтажного здания.

В это время приходилось ютиться "в голубятне", как ласково Сергей Сергеевич с коллегами называл их временное убежище - четвертый этаж ДК "Авангард". Там он вместе с другими педагогами несколько лет преподавал музыку, пока велось строительство школы искусств.

Когда здание было готово, возникли новые трудности. Денег на ремонт и отделку не было, да и просить их было не у кого. Тогда он обратился за помощью к родителям своих учеников, и они с радостью согласились приходить в школу каждую субботу и воскресенье для благоустройства классов.

Окончательно строительство закончилось лишь спустя двадцать лет после начала. Сегодня в фойе школы в знак благодарности родителям, принимавшим участие в стройке, висит памятная доска с их именами.

В настоящее время Мичуринская школа искусств внесена в реестр ведущих учреждений культуры России.

Век живи - век трудись

За свои семьдесят девять лет Сергей Сергеевич получил пять образований. Кроме двух учебных заведений, которые Сафронов окончил в Брянске, и Смоленского музучилища, он окончил Рахманиновское музыкальное училище по классу балалайки в Тамбове, получил педагогическое образование в Мичуринске, а в сорок два года поступил в Московский государственный институт культуры на дирижерское отделение.

Сегодня за плечами нашего героя пятьдесят лет трудового стажа. На его счету 96 фундаментальных работ, 42 учебника по балалайке, скрипке, аккордеону и баяну, тринадцать мюзиклов, опер и балетов собственного сочинения. А главное - несколько поколений благодарных учеников. За достижения в области культуры и искусства Сергей Сергеевич удостоен шести орденов и пятнадцати медалей. Сергей Сафронов - заслуженный работник культуры России, профессор, академик, обладатель титула "Меценат и благотворитель тысячелетия".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер