Газета №27 (1103), 4 июля 2017
Перейти к номеру

Ах, эта свадьба...

4 июля 2017, 13:23 Прочитали 717 раз
Какими были традиционные тамбовские свадьбы много лет назад
Лето - свадебная пора. За три жарких месяца женится столько пар, что в течение своего рабочего дня работники ЗАГСа произносят фразу "объявляю вас мужем и женой" чуть ли не каждые пять минут. Кто-то после регистрации брака едет вместе с гостями на банкет, а кто-то скромно отмечает этот день в кругу семьи. Есть и те, кто совсем не устраивает торжества. В наш век каждый сам себе хозяин, и никто не посмотрит косо на пару, отказавшуюся от традиционного празднества.

Если углубиться в историю Тамбовщины, то сразу станет понятно - в былые времена не праздновать день зарождения новой ячейки общества было просто невозможно. К свадьбе человека готовили с детства. Особенно это касалось девочек. Родители растили девиц в строгости, чтобы они хранили честь и копили приданое всю свою незамужнюю жизнь. В сундуке с приданым хранились одежда и различные вещи, которые впоследствии годились молодой жене. Достигшая зрелости девочка считалась девушкой, и за нее уже могли свататься женихи. Причем будущего мужа выбирали из многих претендентов.

До и после

На Тамбовщине незамужние девушки внешне отличались от замужних женщин. Последние носили свою "замужнюю" одежду, в некоторых районах ее неизменным атрибутом была понева - черная юбка в клетку.

- Был такой обряд - прыгание в поневу. Ее расстилали в доме, и девушка бегала по лавкам с криками "Хочу - скачу, хочу - не скачу", а потом прыгала в центр поневы, после чего на ней завязывали пояс юбки. Но до свадьбы она ее не носила, просто этот элемент одежды имелся в гардеробе. Считалось, что если попасть прямо в центр ногами, то девушка будет хорошей женой, - рассказывает методист по нематериально-культурному наследию Научно-методического центра народного творчества и досуга, кандидат филологических наук, доцент Людмила Евтихиева.

После сватовства девушка становилась невестой и уже не ходила на вечорки. То есть она не могла по вечерам ходить гулять в другие деревни, а подружки сами приходили к ней домой.

На Тамбовщине в последний вечер перед свадьбой невеста надевала частично черную одежду. Рубашка на ней была с довольно незамысловатой черной вышивкой, передник и юбка тоже были черными. А вот подружек невесты наряжали в ее самые красивые платья - их было много в приданом девушки. Считалось, что молодой жене нужно много нарядов на все случаи жизни. Отдельные наряды предусматривались для Пасхи и других христианских праздников. Черным наряд невесты во время последнего девичника был не случайно. Черный - цвет траура, и одевшись так, девушка прощалась со своим домом и духами своих предков, чтобы не забрать их в дом жениха.

Праздник только для гостей

Тамбовская свадьба полна традиций, сложившихся веками. Она вобрала в себя элементы многих обрядов и праздников. При этом, несмотря на похожесть обычая, двух одинаковых свадеб не было. Если речь идет о традиционной свадьбе, значит, разговор касается восемнадцатого-девятнадцатого веков. В девятнадцатом веке общинная жизнь на селе стала распадаться. При этом в некоторых селах и небольших деревнях по сей день сохранились элементы общины, когда несколько дворов собираются вместе и сажают огород одному из соседей, затем - второму, третьему и так далее. Такая же ситуация с выпасом коров - это делают поочередно все владельцы рогатых кормилиц. Однако уже в девятнадцатом веке такой уклад начал терять популярность, и жизнь общины стала утрачивать свой колорит.

До этого времени свадьбы на Тамбовщине были веселыми и затяжными - на них гуляли по несколько недель. Испокон веков жениху и невесте внимание уделялось только в первый день торжества. Обычно невесту привозили в дом жениха, где уже были накрыты столы, молодых показывали гостям и уводили за печку, где они и сидели. В редких случаях для молодых накрывали небольшой стол, где стояли их связанные бокалы и лежали связанные ложки. На свадьбе виновники торжества ни в коем случае не пили, а часто и не ели.

Для семьи жениха важна была честь невесты, особенно если местом жительства оказывалось небольшое село. Если невеста пришла "нечистая", то позора семье было не избежать. Разговоры о чести, впрочем, так и оставались разговорами. Конечно, несмотря на родительские сговоры, многие браки оформлялись по любви, и жених бывал близок с невестой до свадьбы. А иногда и не только жених. Ситуации возникали щекотливые, ведь еще один обряд заключался в показе "калинки". Калинкой называли нижнюю расшитую специально для свадьбы рубашку. На ней после первой брачной ночи должна была появиться кровь молодой жены. Эту рубашку вывешивали перед гостями в доказательство чистоты выбранной девушки.

- Правда, когда жена оказывалась не девственницей, из положения искали выход. Кровь брали из других источников, например, жених или невеста могли специально немножко себя порезать, чтобы испачкать рубашку. Если свекровь была в курсе ситуации, для таких случаев специально незаметно резали курицу и мазали рубашку ее кровью. Умная свекровь никогда не ославляла свою невестку и не позорила ее перед людьми, даже если та пришла в семью "нечистой", ведь позор невестки обернулся бы и позором семьи жениха, - рассказывает Людмила Евтихиева.

Вот так подстава!

Раньше свадьба была не просто увеселительным мероприятием. Она была ответственным событием для каждой стороны. Невеста не зря плакала на девичнике. Если девушка уходила в дом жениха, то ее родня и подружки уже ничем не могли ей помочь. Счастье молодой жены зависело только от отношения к ней родственников мужа. Если отнеслись с добротой, значит, повезло, а нет - нужно терпеть.

Кроме того, много нюансов было и во время самой свадьбы. Для того, чтобы забрать невесту из дома, снаряжали "поезд" из лошадиных упряжек, подобный современному автомобильному кортежу. Этот "поезд" ехал быстро, и самой неприятной приметой был отказ ведущего коня идти в ворота из дома жениха. Это не сулило ничего хорошего. Недоброжелатели могли воткнуть в "поезд" иголки и булавки, "сглазить" свадьбу. Чтобы этого не произошло, дружок жениха обходил "поезд" с иконой и читал заговоры. Невесту свите жениха тоже не отдавали просто так.

- Сегодняшний выкуп невесты - лишь подобие того обычая, который был распространен прежде. Невест крали или брали с боем. Их защищали всем селом, а друзья жениха не на шутку дрались за возлюбленную друга, - рассказывает Людмила Евтихиева.

Пока за невесту шла драка, сама молодая сидела дома в окружении родни и подруг. Кстати, букета невесты в тамбовской традиции нет. Если ее подружка хотела замуж, то во время выкупа ей надо было потянуть на себя край скатерти, которой был накрыт посадной стол невесты. Также невеста раздавала подружкам косники - вышитые красивые ленточки, которыми она заплетала косы. Косников было несколько, и один из них невеста отдавала батюшке при венчании в храме. Тогда ее волосы были уже распущены и покрыты подобием фаты, которая крепилась с помощью венка. Если девушка была девственна, батюшка брал косник и клал его в церковную книгу, а если нет - не брал. Конечно, все гости знали об этом правиле и следили за действиями священника. Нечестные девушки, которым надо было скрыть определенные факты своей биографии, шли на подкуп батюшки, чтобы он взял эту ленточку. В этом случае он брал косник, но в книгу его не клал, в противном случае это считалось большим грехом.

В ходе венчания жениха могли жестоко обмануть. Дело в том, после венчания ему нужно было поднять фату невесты и поцеловать новоиспеченную жену. Но нередко под фатой оказывалась совсем не его невеста, а ее старшая сестра. Так обманывали женихов родители девушек, которых не взяли замуж.

- Старшие дочери в семьях почти всегда нянчили остальных детей и поэтому уже в молодости были больными, имели грыжи и проблемы со спиной. А замуж отдать их все равно требовалось. Ответить отказом под венцом жених не имел права, и обман устраивали вот таким образом, - рассказывает Людмила Евтихиева.

Свадебный убор

Как и в современном мире, пару веков назад свадебный наряд невесты отличался количеством средств, потраченных на него. Люди побогаче могли себе позволить дорогие ткани, богато украшенные вышивкой и каменьями. В крестьянских семьях использовали ткани, сотканные самостоятельно. Каждый купленный кусочек ткани хранился всю жизнь, особенно ценилась ткань с орнаментом.

До свадьбы многие девицы ходили в сарафанах или рубахах с орнаментом. Одежда последнего девичника использовалась в последующем женщиной для траурных дней. На утро свадебного дня после непродолжительного сна невесту "снаряжали". В начале прошлого века это была уже не очень сложная одежда. Увал - полотнище, которым укрывали невесту, был белым. Крепили его разноцветным венком. Сейчас его роль играет вуаль или фата. Обували невесту чаще всего в сапоги или полуботинки "гусарики". Туфли были редкостью. Жених был строго в сапогах. Иногда они были одни на все село, и парню было порой очень сложно вытерпеть свадебный день в сапогах не по размеру. На женихе была венечная рубаха, вышитая невестой. В вышивке крылись признания в любви от невесты. Обычно это были цветы. Жених носил порты с напуском, пиджак и картуз. Под стать ему одевался друг (свидетель), которому повязывали полотенце с символами дома жениха.

Свадебных полотенец для невесты было два. Их вышивала ее крестная мать. Одно оставалось у невесты на иконах в новом доме, второе - в церкви после венчания. Кроме того, вышивали два платка, которыми дружки держали венцы над молодыми, и два платка, в которых жених и невеста держали свечи на венчании.

После венчания невесту переодевали. При церкви ее заводили в специальное здание - бабенец. Там крестная жениха снимала с невесты одиначку и надевала на нее красивую поневу с золотыми шнурами, всячески украшенную. Волосы заплетали в две косы, укладывали их вокруг головы и надевали малую кичку - некое подобие кокошника. Закрепляли красивый платочек, чтобы закрыть волосы. В таком виде молодая жена представала перед гостями.

Современные же традиции с бросанием венка и подвязки, танцем жениха и невесты исконно русскими не являются. Нетрадиционен и белый наряд невесты. Нынешняя свадьба полна заимствований из обычаев западной культуры.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер