Газета №21 (1097), 23 мая 2017
Перейти к номеру

Дыхание древности

23 мая 2017, 14:46 Прочитали 787 раз
В Тамбове проходит выставка работ известного художника Бориса Ольшанского
В Музейно-выставочном центре Тамбовской области работает выставка картин известного тамбовского художника Бориса Ольшанского. Все выставочные работы вошли в пятый по счету большой альбом под названием "Русь древнейшая. Русь великая". Сам сборник выпущен в нынешнем году, а вот картины, размещенные на его страницах, художник писал всю жизнь. Сейчас в запасниках у Бориса Ольшанского более трехсот живописных работ, а также более двух тысяч этюдов и графических рисунков.

Дело всей жизни

Сам Борис Ольшанский говорит, что изобразительное искусство - дело всей его жизни. Он с детства тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. В 1980 году Борис Михайлович с отличием окончил художественное училище имени К.А. Савицкого в Пензе и поступил в Суриковский институт в Москве, который так же успешно окончил в 1986 году. Борис Ольшанский считает важным наличие образования для художника, опровергая мнение о том, что академизм убивает индивидуальность "творца".

- На Западе от академизма отказались, и зря так сделали. Хорошо, что у нас пока он существует. В художественной школе и в институте учат рисовать, а вот как применить полученные знания, художник решает сам. Можно просто писать все время с натуры, а можно включить фантазию и готовить сюжетные картины. Если у человека все в порядке с воображением, то его индивидуальность никакой академизм не задавит, - говорит Борис Михайлович.

С воображением у Ольшанского все нормально. Глядя на его картины, будто переносишься на много веков в прошлое. Богатыри, боги и вся дохристианская Русь оживают на живописных полотнах. Языческие боги предстают в образах славянских девушек, парней и стариков. Именно такими представляли себе языческих божеств наши предки. Борис Ольшанский рассказывает, что он всегда много времени уделял изучению истории Руси, образов героев своих работ. Например, у героя работы "Старичок-Полевичок" в костюме присутствует традиционный мордовский символ - металлическое украшение в форме гусиной лапки.

Картины и картинки

Полотна "Купава", "Лель", "Ночь воина", "Берегиня" и другие стали известны многим почитателям живописи, а картина "Алеша Попович и Елена Краса" обрела значительную популярность в социальных сетях.

Многие работы Ольшанского использованы для оформления книг. Одна из них - "Буквица", где к каждой букве подобрана своя иллюстрация. Иллюстрировал Борис Михайлович и другие книги, среди которых - детская литература, сказки, стихи, а также газеты и журналы.

Делать иллюстрации он начал еще в молодости в Москве в книжной мастерской под руководством профессора Дехтерева. По возвращении в наш город продолжил работу в газете "Литературный Тамбов". С началом перестройки это занятие пришлось отложить, и тогда Борис Михайлович занялся исключительно живописью. Сейчас художник редко берется за кропотливую работу иллюстратора - платят за такой труд немного, а усилий необходимо приложить столько же, сколько и для написания пейзажа.

С красками по миру

Первая персональная выставка Бориса Ольшанского состоялась в 1993 году в Тамбовской картинной галерее. На ней было представлено более трех сотен работ. Затем творчество затянуло художника с головой - последовали выставки в других городах и странах, которые продолжаются по сей день. Сам Ольшанский говорит, что много где бывал, но ни в одной из стран не успевал рисовать. Бешеный ритм путешествий не оставляет времени для творчества в пути.

- Я делаю только зарисовки, но не всегда и только вечером, когда уже все достопримечательности осмотрены и есть возможность отдышаться. Ведь хочется все увидеть, а времени на это остается мало, - рассказывает художник.

Борис Ольшанский говорит, что можно рисовать по памяти. К тому же в путешествиях он много фотографирует. Многие маститые художники говорят, что писать картину по фото - непрофессионально, так как на фотографии не чувствуется объемность предметов. Борис Ольшанский считает, что такая техника допустима, но только для очень опытных мастеров, которые уже "набили руку" и могут видеть, как предметы на фото должны располагаться в реальном пространстве, и изображать их с максимальной естественностью и живостью.

На своих картинах он добивается нужного эффекта в течение долгих месяцев работы. По словам художника, пара месяцев уходит на создание эскиза. Затем наносятся слои краски, додумываются образы, прорабатываются детали. На многие картины он потратил примерно по полтора года. Именно поэтому Борис Ольшанский редко продает свои живописные работы. Их часто просят для всевозможных выставок, а у покупателей забрать уже купленное полотно, чтобы представить его на выставке, практически невозможно. К тому же редкий ценитель готов заплатить в наши дни за хорошую картину ее реальную стоимость. По этой причине полотна с изображениями древнерусских красавиц, воинов и богов живут в мастерской, где работает художник.

В частных же коллекциях можно увидеть пейзажи и другие менее масштабные работы Ольшанского. Сейчас у тамбовчан есть возможность познакомиться с подлинниками картин нашего широко известного земляка в Музейно-выставочном центре Тамбовской области. В целом выставка продлится около двух месяцев.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер