Газета №15 (1091), 11 апреля 2017
Перейти к номеру

Преданья милой старины

11 апреля 2017, 12:47 Прочитали 690 раз
В преддверии Пасхи Христовой мы обращаемся к истории празднования Светлого дня в нашем городе сто лет назад
Кулич, пасха и крашеные яйца, крестный ход, колокольный звон и христосованье - это общие для всего русского народа традиции в день Воскресения Христова. Их перечислит даже маленький ребенок. Но круг пасхальных обычаев, конечно, гораздо шире. В каждом краю, в каждом городе, селе, деревне на них накладывали отпечаток условия жизни людей. Об особенностях празднования Пасхи в домах состоятельных тамбовчан в начале ХХ века на примере семьи Асеевых нам рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель Тамбовской духовной семинарии Вера Дмитриевна Орлова.

Приятные хлопоты

За три недели до праздника уже начиналась основательная подготовка к нему. Хозяева составляли меню праздничного стола, список гостей, перечень подарков. В эту пору нанималась дополнительная прислуга. Даже жена учителя гимназии приглашала в дом помощницу, а в большом особняке и подавно нужна была бригада полотеров, мойщиков окон, прачек. К великому дню старались преобразить каждый уголок, сменяли все тканевое убранство комнат - шторы, скатерти, салфетки, ковры, половики. Чистые вещи, с прошлого года лежавшие в сундуках, нужно было вновь простирнуть и повесить на мартовском солнышке, чтобы они отбелились и приобрели свежий запах. Стирали тогда вручную в корыте, белье полоскали в Цне и сушили на веревках, которые наверняка были натянуты где-нибудь в хозяйственной части усадьбы.

У женщин и девушек появлялась необходимость обновить гардероб, так как менялся сезон и менялась мода. Дамы заказывали платья и шляпки не только у местных портних или в тамбовских магазинах. Была хорошо организована торговля по каталогам, и не обязательно приходилось ездить в Москву за одеждой, бельем, предметами интерьера и разными безделушками, которые принято дарить. Любая вещь по заказу доставлялась прямо в дом.

Постепенно начинали приобретать и нужные продукты. Во время Великого поста мясные лавки не работали, но с Вербного воскресенья открывалась торговля скоромным. Горожане заранее определялись с приготовлением традиционных блюд. Если в доме был повар, ему поступали указания, по какому рецепту нужно печь кулич и чем его украсить. В тесто чаще всего добавляли изюм, миндаль, шоколад, а сверху клали кусочки марципана, цукаты, шоколадные шарики. В кулинарных книгах начала ХХ века приводятся варианты приготовления помадок и более сложных видов глазури. Между тем в городе уже достаточно хорошо развита сфера услуг. К примеру, у людей, снимающих комнаты, нет возможности самим выпекать хлеб, поскольку печка находится у хозяев. На таковой спрос появляется предложение городских кондитерских. На выбор покупателей представляется широкий ассортимент готовой продукции. В частности, самые знаменитые в Тамбове булочники Толмачевы рекламировали, что делают бисквитные куличи. Цены были разные - на любой кошелек.

Для сервировки пасхального стола в богатом доме требовались живые цветы. Те, кто выращивали их сами, старались добиться, чтобы цикламены еще не отцвели, а гиацинты уже зацвели. К услугам остальных в Ахлябиновской роще работала оранжерея. Хозяйки украшали комнаты букетами или ставили цветы в задекорированных кашпо. На белоснежной скатерти, напоминающей о пеленах Господа, вспыхивало торжество жизни. Эта традиция жила вплоть до Великой Отечественной войны. Например, сохранилась самодельная открытка тридцатых годов, на которой нарисован комнатный цветок, рядом с ним - корзинка с яйцами, пасха и кулич, написано: "Христос Воскресе!".

Узоры и буквы

Хозяйка и дети ради получения предпасхального удовольствия могли в четверг Страстной недели заняться украшением яиц. Если прислуга меняла цвет скорлупы известными народными методами, то барыни делали это с помощью дорогих пищевых красителей и изысканных, но хлопотных технологий. Умелицы наносили на яйцо расплавленный воск и окунали в краску, а потом прочерчивали буквы ХВ или даже затейливые узоры. Изобразить сказку искусницы могли даже на простом, сваренном в луковой шелухе яичке. Делалось это иглой или тонким ножом, пока главный символ праздника был горячим. Вместе с матерью, няней или гувернанткой к замечательной мистерии приобщались дети. За шалости их могли наказать чем угодно, но не лишением участия в светлых, радостных приготовлениях и разговении.

К Светлому дню родным и друзьям рассылали открытые письма. С конца XIX века открытки завоевали большую популярность. Детей, как сейчас бы сказали, с младшего школьного возраста привлекали к написанию поздравлений. Мужчины тоже использовали такую форму выражения внимания, но, судя по сохранившимся артефактам, в выборе изображенных сюжетов были малоразборчивы. Слова "Христос Воскресе!" встречаются на открытках с видом города, с видом на здание земской больницы, а то и тюрьмы. Женщины, напротив, к этому делу подходили творчески, выискивали красивые картинки. Полученные открытки коллекционировались, помещались в специальные альбомы. Некоторые мастерицы сшивали из красочных карточек шкатулки для ленточек и булавок или украшали ими стекла горки.

Красный угол

Особое внимание уделялось иконам. На Страстной неделе чистились все образа и подсвечники. В пасхальную ночь прозрачную постовую скляницу для лампадки меняли на красную, готовились и красные свечи.

Для украшения киотов использовались цветы. Они могли быть настоящими, только засушенными, бессмертниками или искусственными - тканевыми, бумажными, восковыми. Последние делать было сложно, и в основном их изготовлением занимались женские монастыри. На Вербном базаре эти произведения всегда присутствовали в изобилии и разнообразии. Отношение людей к ним было разным, как и теперь, но спрос все равно существовал. У любителей рукотворные розы могли появиться даже на шапках куличей.

На Вербное воскресенье в богатых домах было принято вставлять в оклады ветки пальмы, которые срезались в оранжереях либо привозились паломниками со Святой Земли. Прошлогодние засохшие ветки сжигали или относили на кладбище. Вербу же срезали в том виде, в котором она подоспела к неделе ваий - с пушинками или с листиками. В сущности, предки выбрали аналогом южного растения иву потому, что именно ее длинненькие листья похожи на пальмовые.

Сюрприз, сюрприз…

Выбор пасхальных подарков для детей и взрослых - это забота и приятная обязанность хозяев. Если в крестьянском укладе обычай четко говорит что кому преподнести в Светлый день, то в городе порядки другие. Подарок может стоить и недорого, но должен вызвать удивление. В основу пасхальных сюрпризов легли мотивы, связанные с красным яйцом. Но фантазия мастеров не знала границ. Это могли быть ювелирные украшения: для женщин - подвеска с гравировкой или медальон, который можно открыть и вставить внутрь портрет; для мужчин - булавка для галстуков или брелки, которые пристегивались к жилетам, к цепочкам для карманных часов. Золотые или серебряные изделия преподносились в соответствующих футлярчиках. Праздничные сюрпризы могли быть парфюмерными: цветное мыло, повторяющее контур яйца, флакончики для духов - от совершенно крошечных до достаточно больших. В преподнесении благовоний тоже была определенная символика, восходящая к подвигу жен-мироносиц, пришедших омыть Господа.

Яйцо могло быть и съедобным: сахарным, шоколадным, марцепановым. Хотя, в отличие от привычного нам киндер-сюрприза, они не открывались. Но нечто похожее уже появилось: в скорлупки из папье-маше, от размеров куриного яйца до весьма больших, вкладывались сладости и игрушки. Например, внутри мог помещаться целый набор: игрушечная корова, куколка в крестьянской одежде, подойник и крынка. Получив такое счастье, ребенок повторял то, что видел вокруг себя. А в Тамбове, по статистике, корова была в каждом десятом дворе. Другой вариант киндер-сюрприза - деревянное яйцо, устроенное по принципу матрешки. Изготавливались яйца и из стекла, включая стекло с венецианской нитью, когда на прозрачное изделие наносилась сетка из цветного стекла. При быстром вращении, по закону спектра, такой сувенир становился белым. Дарили писанки с ликами святых или излюбленными сюжетами, дарили и крашенки, но их старались затейливо оформлять. Нельзя, чтобы подарок выглядел бедно.

Символичным был и подарок в виде барашка, агнца. Его образ появлялся в статуэтках. Встречались варианты, когда барашек был впряжен в тележку, где лежат цветные яйца. Также его отливали из сахара и использовали для украшения куличей. Обыгрывалась и птичья тематика, в основном в поле внимания попадали куры, петухи, цыплята.

Не оставлен никто

В предпасхальные дни прислуга была крайне занята. У господ Асеевых, кроме того, много наемников работало на фабриках и в магазинах. Для рабочего люда всегда создавались графики посещения церкви. К выходному добавлялся еще один день, чтобы верующие помолились за богослужениями всего суточного круга, исповедовались и причастились.

Также в связи с загруженностью прислуге позволялось освятить куличи и яйца в барском особняке. Богатые люди обычно приглашали приходского священника на дом, поскольку кондитерский кулич, рассчитанный на большую семью, был нетранспортабелен. Батюшка, освятив пасхальную снедь у хозяев, шел к их помощникам.

Чин по чину

В пасхальную ночь семья молилась в том приходе, к которому относилась по месту жительства. Господа Асеевы, в частности, были прихожанами Варваринской церкви, находившейся на современной Первомайской площади. Дома оставались только тяжелобольные взрослые и маленькие дети. После службы немного отдыхали, а потом для мужчин начинался нелегкий путь с визитами. Сначала обходили служебный круг, потом - приятельский. В Тамбове на визиты уходило до трех дней, а в Москве - до недели. Женщины оставались дома, но их обязанностью было принимать визитеров. В дни посещений хозяйки надевали специальные закрытые платья, они так и назывались - визитные. С обслуживанием гостей дамы управлялись сами и приучали к этому дочерей. С двенадцати лет девочка начинала постигать искусство светского общения, училась поддерживать беседу и подавать угощение.

Для поздравителей накрывался стол, на который ставили закуски, бутерброды, нарезки. Все это красиво оформлялось. Так, косточка свиного окорока декорировалась оборками из гофрированной бумаги, шелковыми лентами, шкура надрезалась и надгибалась, из гвоздики выкладывались буквы ХВ или орнаменты.

Визитеры, в свою очередь, приносили подарки. В разных домах было принято по-разному. Одни, предполагая, кто к ним придет, заготавливали некий запас подарков, которые выдавали адресно. Эти вещи могли быть примерно одинаковыми или отличаться по цене. В ответ хозяева получали тоже что-то среднеарифметическое. Другие выставляли безделушки в корзинах, и гость сам выбирал себе сувенир. Хотя такой вариант и менее культурен, зато более практичен, потому что человек не возьмет то, что ему не нужно.

Праздничное раздолье

В это время ликования всей семьей ежедневно посещаются праздничные богослужения, хотя степень набожности в городе разная.

С первого же вечера понедельника Светлой седмицы было принято кататься в экипаже, вывозить нарядную семью на прогулку. В Тамбове ездили кругами по выгону, это был большой луг недалеко от усадьбы Асеевых.

С четвертого дня начиналось гостевание, посещение родственников. На сей раз подарки более солидные, и очень часто это обновки гардероба, а обед - основательный, с переменами блюд и изысками повара. Принято сначала повидать всех, кто живет рядом, затем совершаются поездки в ближние места, где есть родня.

В конце Светлой недели или на второй неделе начинали работать театры, цирки. Музыканты давали концерты со второго-третьего дня после Пасхи. С Красной горки на базаре открывались аттракционы, причем качели и карусели тех времен пользовались популярностью не только у детей, но и у взрослых людей.

На Красную горку в богатых городских домах устраивалась традиционная русская забава. В детской на ковре размещали деревянную горку в виде желобка, и малыши катали по нему яйца.

И конечно, христиане помнили о том, что у Бога все живы. Поэтому в пасхальные дни было принято христосоваться с усопшими. Ритуальный родственный визит совершался всей семьей, включая грудных детей. На могилу возлагались цветы, заказывалась панихида.

Насыщенная, яркая жизнь возвращалась в общество вместе с Пасхой, вместе с весной. К сожалению, от чудесных обычаев наших предшественников осталось мало что и мало в каких семьях. Но, изучая их опыт, оценивая их умение радоваться и преображать все вокруг, мы можем перенять полезное для себя. Как знать, может быть, в наш суетный век мы все-таки научимся находить время просто порадоваться празднику и насладиться неповторимыми мгновениями жизни.

Более подробный живой рассказ о традициях празднования Пасхи в городе можно будет услышать на лекции, которую проведет В.Д. Орлова в доме Асеева в четверг Светлой седмицы - 20 апреля.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер