Газета №4 (1080), 24 января 2017
Перейти к номеру

Вечно влюбленный в море

24 января 2017, 16:43 Прочитали 950 раз
Ветеран Военно-морского флота Валентин Попов - о соленых морских просторах, чужих берегах и родной тамбовской земле
Валентин Попов родился в селе Семеновка Ржаксинского района. Несмотря на бедное послевоенное время, в селе была богатая по меркам советской деревни библиотека. Валентин Николаевич с детства любил читать и к моменту окончания школы уже много знал о Военно-морском флоте.

Однажды в газете "Красная звезда" тогда еще юный Валентин прочитал объявление о наборе учащихся в Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Вступительные экзамены сдал успешно. И с этого момента понял, что хочет быть моряком. В 1966 году Валентин Николаевич окончил училище и попросился на службу на Тихоокеанский флот.

- Я попал на большой противолодочный корабль "Владивосток". Прослужил на нем пять лет, а потом поступил на военно-морской факультет Военно-политической академии в Москве. Потом довелось послужить на многих кораблях, - рассказывает Валентин Попов.

Корабль "Владивосток" комплектовался командой из города Владивостока, такая вот география. Валентин Попов знал устройство судна до последнего винтика. На этом корабле он совершил переход во Владивосток через Черное море и Африку.

Истории дальних берегов

За свою жизнь наш герой побывал в восьми странах. Он говорит, что каждая страна отличается от остальных своей культурой, обычаями, людьми. Швеция, Куба, Сомали, Нигерия, Оман - места, где приходилось заходить в порт команде, членом которой являлся Валентин Попов.

- Побывал в свое время на острове Сокотра недалеко от Сомали. Мне там нравилось. Рыбы наелся на всю жизнь. Тунец клевал на голый крючок без всякой наживки. Вся команда питалась этой рыбой. Лично для меня стало неожиданностью появление пиратов в Сомали - раньше их не было. А на Кубе живет много наших соотечественниц. Они вышли замуж за кубинцев, уехали туда. Помню, как они говорили, что хотят домой, но уехать уже не могли, - вспоминает Валентин Николаевич.

На Кубе Попов прожил три месяца. По его словам, со скоростью в двадцать семь узлов от Санкт-Петербурга корабль может дойти до острова Свободы за двое-трое суток. За время, прожитое там, он успел заметить, что кубинцы часто приглашают домой гостей. Нравы и законы на Кубе своеобразные. Валентин Николаевич рассказывает о том, что видел, как у женщины на Кубе украли сумочку на улице. Полицейский вмешался в ситуацию, догнал обидчика, который оказал сопротивление. В ответ на такое "невиданное хамство" полицейский выстрелил в нарушителя и буквально бросил его в подоспевшую полицейскую машину.

В Швеции Валентину Попову довелось пробыть чуть меньше, чем на Кубе. И что интересно, от нее у капитана 1-го ранга остались не самые лучшие впечатления. Главным недостатком шведов Валентин Попов считает неряшливость и приверженность к вредным привычкам.

- Женщины там везде курили, причем много. А мужчины носили темные пуловеры, чтобы грязь была не так заметна. Кстати, очень многие шведы не бреются, отпускают бороды. К тому же они совсем не приучены экономить. Показательный пример: мы пришли в бассейн со стеклянными стенами днем, а в нем горел свет. На мой вопрос, почему они включают днем свет и не экономят электричество, они сильно удивились. Они и не знали, что его можно экономить, - рассказывает Валентин Попов.

Животные на корабле

С Кубы Валентин Николаевич привез большую черепаху, которую подарил дочери. Прожила она в нашем климате недолго, но ученики школы, где училась дочка Валентина Попова, успели разглядеть черепаху и подивиться редкому земноводному.

Кстати, на борту корабля, на котором плавал Попов, был свой зверь. Кто-то из членов команды привел на судно медвежонка. Лохматый питомец сразу полюбился морякам, и они решили его оставить. Морские путешествия животное переносило легко и вскоре превратилось в полноценного медведя. Зверем мишка был с характером. Знал, где находятся каюты всех членов экипажа, и с каждым отношения у него складывались по-своему. Обидчику он не вредил физически, а вот одежду попортить мог, но только если на то имелись причины.

Море, прекрасное и опасное

С незапамятных времен мореходы и рыбаки стремились не только определить, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических действ, призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль "испытанным" способом заставить работать ветер было "высвистывание". Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению отца - бога морей Посейдона - должен был с помощью раковины "высвистывать" волнение на море, а когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знакомы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами "юсуань", имеющими завитки по часовой стрелке. Обычно эти раковины хранились в монастырях и по стоимости приравнивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море священную реликвию.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай "высвистывать" ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам.

И в прошлом, и в настоящем времени шторм считался самым опасным природным явлением для жизни моряка и его судна. В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм, придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности. Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы - стакан пресной воды.

Валентин Николаевич говорит, что моряки - люди суеверные, но за все годы службы на корабле лично он ничего сверхъестественного не видел.

Макароны по-флотски

Немаловажную роль на борту корабля играет еда. По словам Валентина Попова, готовят матросы сами из тех продуктов, которые берут с собой на борт. С водой ситуация тоже непростая - в море она соленая, ей нельзя мыться, ее нельзя пить, и она не пригодна для приготовления пищи. Для получения пресной воды на борту всегда есть опреснители.

- Из еды на борт чаще всего берут тушенку, муку. На флоте пекут сами. И как-то раз не получался у нас хлеб, не поднималось тесто. На борту был один хлебопек, и его спросили, как он раньше на работе выпекал хлеб. Он посоветовал добавить в тесто немного разведенного спирта. И знаете, сработало, и у нас через два дня уже получался хороший пышный хлеб, - вспоминает Валентин Попов.

А вот в знаменитых макаронах по-флотски никакого особенного секрета нет. Обычные итальянские макароны варят и смешивают их с тушенкой до такой консистенции, чтобы они напоминали кашу. И едят их обычно ложкой.

Морская династия

Валентин Попов был замполитом, занимал должность начальника политотдела, а на Балтийском флоте - последнем месте службы - был начальником отдела комплектования штаба Балтийского флота. Через его руки проходили все призывники.

В 1967 году Валентин Николаевич женился. Его супруга Лидия Ильинична с пониманием ждала его из многочисленных командировок. Первенец у супругов родился перед самым отходом Валентина в море в 1969 году в Севастополе.

В Тамбов семья перебралась уже после отставки главы семейства в 1998 году. Сейчас сын Валентина Николаевича служит на Балтике в звании капитана 2-го ранга, и внук пошел по стопам отца и деда - решил связать свою жизнь со службой в ВМФ. Сейчас служит на атомном крейсере "Петр Великий".

- Знаете, я очень рад, что любовь к морю передалась сыну и внуку, теперь у нас целая морская династия, - с улыбкой говорит Валентин Николаевич.

Несмотря на то, что Валентин Николаевич был в других государствах, он не устает повторять, что лучшее место для жизни и отдыха - это родной тамбовский край, а природа тамбовских деревень - самая красивая. Каждый свой отпуск он старался проводить на малой родине и сейчас живет в Тамбове. Полтора года назад он возглавил Тамбовскую ветеранскую организацию ВМФ.

В настоящее время в Тамбове живет около ста восьмидесяти моряков, принадлежащих к секциям подводников, надводников, авиаторов и морской пехоты. Отделения ветеранской организации работают не только в Тамбове, но и в Тамбовской области. Все эти люди занимаются просветительской работой с молодежью, рассказывают о службе в Военно-морском флоте и не дают кануть в Лету связи Тамбовщины с ВМФ, пробуждая в современной молодежи желание служить на морском флоте России.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер