Газета №45 (1069), 8 ноября 2016
Перейти к номеру

Валерий Беляев: Театр - тренажерный зал души

8 ноября 2016, 16:10 Прочитали 1 009 раз
Фото: Тамбовский молодежный театр
О творческом росте, радостях и сложностях Тамбовского молодежного театра «Тамбовскому курьеру» рассказал директор ТМТ Валерий Беляев
В первых числах ноября в Тамбовском молодежном театре произошло значимое событие - завершил свою работу девятый всероссийский фестиваль молодежных театров "Виват, театр!". О том, как развивается театр и что он представляет собой сегодня, что ждет тамбовских зрителей в ближайшее время и как прошел фестиваль, мы узнали у директора ТМТ.

О фестивале

- Валерий, расскажите, как определить критерии «молодежности» театра. Это театр молодых актеров и юных зрителей или нечто иное?

- Самому младшему актеру профессионального драматического Тамбовского молодежного театра - семнадцать лет. Мы принимаем к себе на работу студентов факультета актерского мастерства. Возраст актеров и наших зрителей не ограничен - можно и в шестьдесят лет быть молодым душой. Люди, работающие в Тамбовском драматическом театре, нас учат, работают с нами. Это замечательный возраст, на самом деле. Мы всегда в творческом поиске. Хочется чего-то нового и свежего, и это главное качество молодежного театра. А зрители у нас всех возрастов - родители приводят к нам даже детей трех лет.

- Что касается фестиваля «Виват, театр!» - как давно он существует и что значит для ТМТ?

- Фестиваль существует менее восьми лет, но по счету он в этом году девятый. Так получилось, потому что в один год мы провели два фестиваля - весной и осенью.

"Виват, театр!" для всех организаторов, для нас, для администрации города и области, для зрителей - большое событие. Мы к нему долго готовимся, и нам очень импонирует то, что он растет, в нем появляются новые силы, новые нотки, участники становятся профессиональней. Начиналось все с небольшого фестиваля, который был нам дорог, но сейчас он вышел за пределы Тамбовской области и принадлежит всей стране.

- Итак, фестиваль живет. А какие цели у него сейчас?

- Цели наживы и просто времяпровождения точно нет. Есть какой-то воспитательный момент, просветительский. Приходя в театр, человек не только получает наслаждение от просмотра - он духовно себя изменяет, становится лучше, хуже и просто немного другим. Театр - это тренажерный зал. Только не для тела, а для души. Фестиваль "Виват, театр!" преследует цели сохранения богатства духовных ценностей нашего народа.

Особенности руководства

- Сначала мне поступило предложение стать заместителем директора театра, потом - исполняющим обязанности директора. Непосредственно с момента основания театра я в нем находился, но на должности артиста.

- Быть директором - значит выполнять большой объем административной работы. Как Вы с этим справились?

- Сначала было сложно. Любой труд, в том числе и артистический, имеет результат. У актера это готовый спектакль, у писателя - книга. То есть работа человека обретает форму. В случае с руководством, даже с руководством в творческой сфере, результат деятельности не совсем вещественен. В начале года закладываются зерна, и только в конце мы видим изменения. Не всегда понятно, от чего ты устаешь и что ты совершил за день, потому что часто весь день состоит из переговоров и встреч. Это сложно для перехода с работы, которая имела конечный результат.

- А критерии оценки деятельности есть?

- Оценивать свою работу самому глупо - для этого есть люди и структуры. Если обсуждать работу театра в целом, то есть определенные результаты, которые заставляют меня гордиться коллективом. Например, у нас появились социальные программы, которые мы проводим постоянно. Это, в том числе, и новые спектакли. И в целом, на мой взгляд, коллектив становится лучше, интересней, профессиональней, он совершенствуется.

- Зрители отмечают для себя этот рост?

- Заметно, что у зрителей улучшилось восприятие наших спектаклей. Они становятся более культурными, вникают в суть постановок. Дети к нам приходят. Это хороший воспитательный момент.

Театр начинается… с коллектива

- Валерий, Вы сами были актером. Не тянет снова на сцену?

- Да, я действительно был актером и остаюсь им. Я и сейчас иногда выхожу на сцену, несмотря на занимаемую должность и большой объем административной работы. Это не так здорово получается, как у артистов нашей труппы, на мой взгляд. Был недавно спектакль "Разбойники", меня утвердили на роль роллера. Ребята заново учили меня танцевать, драться на шпагах, произносить со сцены слова. Как бы это ни было удивительно, но все это с годами забывается. Тем не менее, вместе мы справились с поставленной задачей, надеюсь, я ребят не подвел.

- А вообще актер многое должен уметь?

- Наш коллектив так устроен, что я вполне себе представляю, что любой член коллектива в силах выйти на сцену и сыграть роль. Над спектаклем работает гораздо большее количество специалистов, чем человек видит из зала. Это и костюмер, и осветитель, художники по свету, звукорежиссеры, звукооператоры, наши контролеры, гардеробщики, люди, которые за сценой в цехах готовят декорации, те, кто занимается печатью билетов и их продажей. И каждый член коллектива волнуется перед спектаклем так же, как и актеры.

- И все эти люди слаженно взаимодействуют?

- Более того, были даже случаи, что в рамках того же фестиваля "Виват, театр!" жюри обсуждает наше выступление, а актеры и режиссер сидят в зале. В это же время остальные члены коллектива потихоньку слушают у двери - волнуются, но стесняются пройти. Так что успех на сцене - это общая заслуга.

Секрет успеха

- Валерий, исходя из личного опыта, как Вы думаете, сколько актеру нужно времени для того, чтобы получить роль, которую он хочет?

- Роль можно получить и сразу после прихода в театр, а можно не получить вообще. Тут все зависит от трудолюбия актера. Если человек показывает, что не особо заинтересован в работе или ленится, не приходит на репетиции, то вряд ли он быстро получит главную роль или ту, которую ему хотелось бы. А если видно, что человек работает, дисциплинированно себя ведет, то его и сразу можно попробовать. Иногда вообще человека подбирают под определенную роль. Секрет успеха - в постоянном труде.

- Есть ли преимущества у провинциального театра в этом плане?

- В столичных театрах конкуренция больше - там огромный выбор типажей, а здесь, в небольшом городе, существует труппа, люди, готовые идти к цели вместе. В столице в большинстве театров артисты работают на договорной основе, и не факт, что если актер шестьдесят лет прождал свою роль, то он ее получит. Он может ждать, а в последний момент придет другой актер и получит эту роль.

- Насколько важно стремиться именно к главной роли, по Вашему мнению?

- Маленьких ролей не бывает, как говорит Константин Сергеевич, который изображен на логотипе нашего фестиваля. Можно выйти на пару секунд на сцену, и зритель актеру за это будет всю жизнь благодарен. А можно и пять спектаклей отыграть, а зритель будет плеваться.

- А от того, малая это сцена или большая, зависит ощущение зрителя?

- Зависит. У нас во время фестиваля некоторые спектакли проходили в камерном зале. Это было непосредственное общение со зрителем. Но то, что на большой сцене ставится, может произвести не меньшее впечатление.

- И в завершение нашей беседы хотелось бы узнать, что готовит ТМТ для зрителей в обозримом будущем.

- Не хотелось бы раскрывать всех секретов - зрителей ждет сюрприз. В эту зимнюю кампанию и взрослых, и юных зрителей ждет постановка известного тамбовского режиссера. Мы готовим новогодний спектакль, на который можно приходить всей семьей. Там речь пойдет о праздниках, о Рождестве. И по просьбам зрителей повторим премьеру прошлого года "Снежная королева".

- Спасибо.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер