Газета №30 (1054), 26 июля 2016
Перейти к номеру

Наш Высоцкий

26 июля 2016, 15:21 Прочитали 723 раза
Когда я ехала на спектакль о Высоцком, читала в автобусе о нем, и, честно сказать, хотелось захлопнуть книгу и поскорее забыть все то, что я узнала о его жизни. Но вот и ТМТ. Сегодня о легенде прошлого я узнаю больше, и, может быть, мое мнение изменится. Говорить мы сегодня будем не о Высоцком даже, а про простые человеческие ценности - так мне захотелось повернуть тему. Что Высоцкий - он жил, как мог, писал песни и исполнял, играл в театре и кино. Кумиром его сделали люди, жившие тогда и живущие сейчас. И мы можем оправдать любые свои поступки, когда все вокруг считают нормальным разрушение себя и разрушение миров других людей. Все по-разному смотрят на жизнь, но сегодня мы услышим больше положительных отзывов. Я готова их выслушать и передать.

Перед спектаклем

В фойе - самые разные поколения. Девушки в красивых платьях, трогательные и милые, совсем не похожи на тех, кому может быть близко творчество барда. Подсаживаюсь к ним на кушетку.

- Я слушаю его песни, мне больше нравятся комедийные, - Василиса Масалова не шутит. - "Ой! Вань! Смотри, какие клоуны!", например. У меня родители очень любят Высоцкого, а больше папа.

- А ты знаешь что-нибудь про жизнь Высоцкого?

- Знаю, - вздыхает Василиса. - У него была очень непростая жизнь. Он был алкоголиком, наркоманом. Но неважно, как он жил, главное, что он дарил людям позитив в своих песнях. Он вкладывал в свои песни душу, смысл и пытался донести его до других людей.

- Неважно, чем и как счастлив человек, - добавляет Анастасия Тихонова. У девушки рассудительный и завораживающий голос.

Поблагодарив девчонок, замечаю в зале двух молодых людей и спешу сменить компанию.

- Как артист он очень харизматичен, очень ярок. Словом, одна большая положительная личность, - пробует рассказать, за что он любит Высоцкого, Стас Завьялов. Мы стоим этажом выше на выставке молодых художников нашего города "Тамбову 380 лет", звучат песни Высоцкого, а я, вперив взгляд в картину, слушаю и Стаса, и музыку. Что изображено на полотне, даже не вспомню, хотя смотрела минут пять.

- Как принято сейчас выражаться, лютый "Вин". "Вин" в смысле победа, - поясняет Стас, смотря на меня сверху вниз. Рост у него выше меня на голову, а то и больше.

- Ага. Стас, припомним-ка мы жизнь Высоцкого, - пробую разрешить свое недоумение. - Может он создать прекрасные песни? Человек, мне кажется, должен быть в жизни положительным примером, а потом вкладывать душу в творчество. Или нет?

- Да, должен, но это момент второстепенный. У каждого могут быть свои слабости, но он и не был ангелом, и никто из нас не ангел. Поэтому и обвинять человека, создавшего столько, не совсем правильно.

Стас признается, что относится спокойно ко всему.

- После его песен хочется жить! Его песни вдохновляли меня на создание стихов. У него был скрытый посыл, что каждый человек должен быть по-своему оригинален. И внести свой вклад в… да во что угодно. Песни были созданы лет сорок назад. Но каким бы ни было время, отношения между людьми остаются все теми же. И темы, которые поднимают творцы - поэты, писатели, те же самые остаются, только меняется цвет домов или цвет машин.

При упоминании о вечном я вспомнила про "любовь" - не вечную, а скоротечную.

- Если кто-то понравился еще, значит, просто судьба. Если человек влюбчивый, то это ничего, это нормально.

- Это печально Стас, печально, - качаю головой.

Погрустнев немного, я бросаю взгляд на парня рядом со Стасом. Его зовут Михаил Кондратьев. Услышав, что он не любит Высоцкого, я подпрыгиваю, отбиваю "пять" и готовлюсь слушать про другие ценности.

- Человек - кумир своего поколения и олицетворение той эпохи, которая у нас была. За это и не люблю. Эпоха застоя - не самое лучшее время в развитии нашей страны, и Владимир Семенович очень четко в своих песнях его описывал. Не люблю Высоцкого как актера, не его это. Но в любом случае этот человек является кумиром миллионов, примером для подражания в своем поколении, и тогда его знали не только с одной стороны. Если его считают гением, значит, так оно и есть - каждому свое. Темная его сторона - это то, что сопутствует любому успешному человеку. Не хотелось бы акцентировать на этом внимание, многие знаменитые люди грешны гораздо больше, но это не всплывает. Хочется больше позитива, а Владимир Семенович грусть навевает своими песнями.

Занавес поднимается

Высоцкого играли сразу пять актеров, по очереди перевоплощаясь в него. Каждый о нем что-то сказал вначале. Склеиваю обрывки этих фраз:

- Тот, через которого воплотился весь русский человек конца двадцатого века. … тоскующий, безоглядно гуляющий, яростный и бескомпромиссный. … тот, что сломя голову несся к своему роковому обрыву. Грозный кумир, на которого хотели и до сих пор хотят быть похожими миллионы мужчин. … человек с подчас всеразрушающим характером, и тем не менее заслуживший такую неслыханную всенародную любовь.

Если бы мне было близко творчество, взгляды, если бы я что-то нашла для себя в его мире, спектакль, без сомнения, понравился бы. Но я не могла принять многого. Я не люблю надрывов. Показалось, что я видела одну тьму, а хотелось солнечного света, надежды, внутренней чистоты, верности, самопожертвования. И не только в песнях. Как будто надо самому исполнять на сто пятьдесят процентов то, к чему призываешь. И что настоящая сила - тихая и кроткая. Что ж, не соглашайтесь со мной, как я не соглашаюсь с вами. Судьба Высоцкого мне показалась скорее трагедией, и не верилось, что он - воплощение всего русского человека. А когда услышала, что люди его портреты ставили в домах рядом с иконами, я все одно про себя держала, но спросить озадаченно: "Ребят, а все в порядке?" - не хватило бы смелости.

После премьеры

Одна из зрительниц пожелала остаться неизвестной:

- Высоцкий ведь по возрасту - дед этим актерам, но этого не чувствуется. Он такой же молодой, как они. Поэтому его ставят в молодежном театре. И он никогда не будет старым. Не потому, что он умер в сорок два года, а потому, что он в душе всегда молод. Он от жизни хотел все и сразу. И тем он созвучен именно молодости, молодежному театру. Песни его не устарели. У нас молодежь устарела, которая сидит за компьютером и не оторвется от него. А этот человек жил настоящей жизнью. Он пел и про моряков, и про горы, преступники его считали своим. Он жил полноценной жизнью, а мы всего этого не видим. Вы со мной не согласны?

- А-а-а, ну-у-у...

- Я очень рада, что в молодежном театре нашелся человек - Павел Шишлянников, который мостик построил между теми, кто знает Высоцкого, и теми, кто не знает, чтобы понимали его. Для меня Высоцкий - как родственник, от которого никуда не деться. Он есть, как у вас есть брат, сестра, мама, папа. За одну роль в фильме "Место встречи изменить нельзя" уже бы его запомнили.

Режиссерский взгляд

Павел Шишлянников - один из лучших актеров Тамбовского молодежного. Ему всего 24 года, а он уже дебютировал как режиссер сразу двух постановок "Наш Высоцкий" по творчеству и биографии Владимира Семеновича и "Маленькие трагедии" по Пушкину.

- Высоцкий дико современен, и он - олицетворение самого русского человека. Он собрал в себе очень много качеств русского характера, русского мужика, который борется со всеми бедами, со своим нездоровьем. Он всегда добивается того, чего хочет. Настоящий сильный человек с сильным характером. Таких людей очень мало, и они вызывают уважение. Мы хотим быть все такими или быть похожими на Высоцкого характером, харизмой или чем-нибудь еще. Он призывал быть настоящими, каким он был на самом деле, быть самими собой. А мы все пытаемся притвориться, повторять за кем-то.

- Хорошо - быть самими собой. Но если у человека настолько разрушительный характер. Меня это поразило в Высоцком, но не с лучшей стороны. Если каждый человек будет так же выражать себя, это не приведет к разрушению общества?

- Мы не должны повторять его биографию, а брать только самое лучшее. Естественно, беда Высоцкого была в том, что он разрушал сам себя и миры других людей, но он - человек, нельзя об этом забывать. Мы говорим о другом - о том, что он хотел сделать, к чему он стремился, и что ему помешало. Поэтому не следует слепо доверяться тому, что он делал. Самое лучшее - это его характер, внутренняя сила, внутренняя мощь, достаточно посмотреть в его глаза.

- Он пишет Марине Влади стихи о любви и тут же предает ее с другими женщинами. Разве в этом сила?

- Он действительно ее любил. Эти случаи бывают у всех, ибо слаб человек.

- А в чем тогда сила, если говоришь, а потом за свои слова никогда не отвечаешь?

- Его личную биографию не стоит брать за основу, потому что мы не знаем, что там было на самом деле. Личную жизнь в постановке мы не брали так глубоко, скорее творчество и его взгляд на эту жизнь, на этот мир. Чаще всего он обращался к себе и винил себя. Я думаю, что он, когда делал плохие поступки, сильно страдал. А сила его творчества и искусства затмевала все нехорошие истории.

Честность и журналистика

Что же меня сподвигло написать честно? Встреча с Лилией Борнашовой, режиссером московского театра "Багаж", она сидела здесь же. Она долгое время работала журналистом на телевидении, и я попросила совета. Лилия:

- Я бы вам рекомендовала писать правду: "Когда я ехала на спектакль, я думала, что мало того, что я не люблю творчество Высоцкого, а может быть, не понимаю его, но когда я приехала в театр и поговорила со зрителями, с режиссером, мне показалось, что я пересмотрю…". Потому что если вы напишете по-другому, вы пойдете против себя, и это будет заметно.

- Я так и так пойду против себя, - под общий смех всех, кто был в зале, с огромной симпатией к людям, которым почему-то нравится Высоцкий, говорю я.

Лилия Борнашева спектаклем осталась очень довольна.

"Пересмотрю..."

Свет погас. В сумерках остались стоять актеры. Пододвигаюсь в сторону парня с очень живыми и как будто добрыми глазами. Остальные сидят, слушают.

- Вы актер? - спрашиваю.

- Да.

- Вы сейчас играли?

- Нет, я раньше в этом спектакле играл.

- Высоцкого? - спрашиваю я, как будто в спектакле есть другие мужские роли!

- Да, первый кусок из детства я исполнял.

Произношу "ясно" и "понятно" вместе со вздохом об ушедшем актере, игравшем сейчас Высоцкого, и заключаю уже громче: "жалко!".

Юрий Романов был Высоцким в спектакле два месяца назад, а потому должен понимать его как никто другой. Слушал ли он Высоцкого до своей роли?

- Да, конечно, слушал. У меня родители любили Высоцкого. У меня мама любила Высоцкого и дедушка. Я часто ставил пластинки. Мне очень нравилась песня о двух красивых автомобилях, раньше в спектакле я исполнял ее на гитаре. Нравилась песня про жирафа, правда, тогда я не понимал, о чем она. Сейчас уже приходит понимание, насколько глубокое, интересное, многогранное творчество у Высоцкого. Причем песни до сих пор остаются актуальными. Как я подходил к роли? Естественно, читал о Высоцком, слушал его песни, поэзию. Сложно объяснить, этот процесс у тебя в голове происходит.

- Никого тут не смущает образ жизни Высоцкого?

- Я считаю, что его образ жизни был неправильным, потому что… - задумывается. А я успеваю вставить реплику:

- Хоть кто-то сказал, что это неправильно.

- Это неправильно, но если это так, если это помогало ему творить, если это помогало ему жить… Сложно сказать, что это помогало ему именно жить, но это был его выбор. Нельзя человека забывать и предавать его забвению только потому, что он жил неправильно. Он оставил нам большое наследие, и его творчество до сих пор очень популярно. Мне кажется, что как бы он ни жил, он оставил после себя такой след, который затмевает все темное, что было в его жизни.

- Расскажите про светлые моменты в его жизни.

Юра теряется и смеется:

- Я вам не скажу.

Приходят на помощь актеры:

- Творчество.

- Творчество, - повторяет Юра.

- Творчество и есть его светлая сторона, - актеры произносят эти слова одновременно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер