Газета №27 (1051), 5 июля 2016
Перейти к номеру

Пострадают все?

5 июля 2016, 21:35 Прочитали 784 раза
Фото: Novel-in-Progress BookCamp
Налог на Google принят: Интернет в ожидании перемен
Интернет-компании смирились с тем, что платить налог на добавленную стоимость придется всем. Правда, предупредили сразу, что рост цен станет одним из последствий такого законодательного решения. Напомним, что в конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, получивший неофициальное название "налог на Google". Это произошло после того, как Президент Владимир Путин в ходе форума "Интернет-экономика" поручил разработать поправки в законодательство, которые обеспечили бы равные условия работы интернет-компаний в России. После ряда поправок закон был принят. Он вступает в силу с 1 января следующего года.

В пояснительной записке к документу отмечается, что сейчас на российском рынке складывается ситуация, при которой россиянам выгоднее приобретать упомянутый выше контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость в этом случае не включает в себя налог на добавленную стоимость.

Теперь иностранные компании будут платить налог c интернет-продаж в России электронного софта и контента. Речь идет о налоге на добавленную стоимость (НДС). Он вводится для четырнадцати типов электронных услуг, в числе которых - предоставление доступа к поисковым системам в Интернете, ведение статистики на сайтах, хостинг, регистрация доменов, предоставление прав на использование электронных книг, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных и аудиовизуальных произведений. Как сообщает правительственная газета, чтобы платить НДС (18 процентов), иностранным компаниям нужно будет встать на учет в Федеральной налоговой службе. При этом за передачу недостоверных сведений о себе, если есть долги по платежам НДС в течение двенадцати месяцев или отсутствует налоговая декларация по НДС в течение шести месяцев, налоговики будут вправе снять компанию с учета.

Вступление поправок в силу создаст равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих контент российским потребителям, так как нивелируют налоговые преимущества для иностранных организаций, в том числе расположенных в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях. По экспертным оценкам, новые правила уже в 2017 году приведут к росту доходов бюджета на 52,8 миллиарда рублей.

Подобные законы уже действуют за рубежом. В Европейском союзе, Японии и Южной Корее налогообложение производится в той стране, где компании реализуют собственную продукцию или IT-решения.

Собственно говоря, почему вокруг этого закона столько ажиотажа? Начнем с того, ставка НДС на цифровые продукты в России составляет восемнадцать процентов, и, скорее всего, именно на столько в ближайшее время в России подорожает весь цифровой контент, включая мобильные приложения и игры для компьютеров и консолей. Совсем недавно Российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила ввести аналогичный налог для иностранных онлайн-ритейлеров, которые в настоящее время освобождены от уплаты НДС в России. Это значит, что товары на AliExpress, Ebay, JD.com и на других торговых площадках тоже могут подорожать для россиян как минимум на те же самые восемнадцать процентов. Чем могут ответить иностранные компании? Естественно, повышением цены. Понятно, что издержки в этом случае лягут на плечи отечественных потребителей.

Между тем вопрос о создании равных условий для "наших" и "не наших" интернет-площадок обсуждается достаточно продолжительное время. Однако в связи с усложнением экономической ситуации, а также введением вышеупомянутого закона и в интернет-среде, и в обществе появляется все больше разговоров о том, что не помешало бы не просто сохранить все налоговые привилегии для российских интернет-компаний, но и избавить их от ряда затрат. Это позволило бы существенно укрепить отечественный рынок. Правда, разговоры так и остаются пока разговорами. Тем не менее, вопрос уравнивания прав российских интернет-компаний и их зарубежных коллег все еще остается открытым. На сегодняшний день в нашей стране нет крупных игроков в этой отрасли, да и торговые площадки в большинстве своем не получают оплату за товары, проданные иностранными компаниями с их помощью. Эксперты же отмечают, что создание равных условий для бизнеса должно идти на пользу всем игрокам рынка, а не создавать дополнительные барьеры. Тем временем на форуме "Интернет+торговля" было озвучено предложение создать в России рейтинг добросовестных Интернет-магазинов. Таким образом планируется защитить потребителя и соответственно повысить его доверие к онлайн-торговым площадкам.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер