Газета №27 (1051), 5 июля 2016
Перейти к номеру

Очная ставка

5 июля 2016, 21:28 Прочитали 920 раз
В России хотят отменить заочную форму образования
О том, что заочное образование в России может кануть в Лету, говорят уже давно. Практически ежегодно появляются инициативы, предлагающие запретить набор на "заочку" то по одной, то по другой специальности, а порой и по целому ряду направлений. Причем эти идеи поддерживаются в разных образовательных кругах, начиная от Министерства образования и науки, заканчивая руководителями вузов. Лобби у таких инициатив внушительное - в защиту прав заочников выступают немногие.

Запрет «популярных»

На днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, выступая на канале "Россия-1", заявил, что в ближайшее время в российских вузах будет отменена заочная форма обучения. Причем запрет коснется наиболее востребованных профессий.

- С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению "Государственное и муниципальное управление", - сказал глава ведомства.

По его словам, первое высшее образование должно быть очным.

- Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов, - подчеркнул он.

Чуть позже в сети появилась информация о том, что высокопоставленный чиновник оговорился. Речь идет о 1 сентября 2017 года. В свою очередь, министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу ранее высказал мнение, что "дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме".

На данный момент прием на заочное образование на "популярные" направления ведется. Об этом журналистам "ТК" подтвердили в приемных комиссиях региональных вузов. Причем заочное образование пользуется в нашей стране большой популярностью. Например, в тамбовских университетах треть, а порой и половину числа всех студентов составляют именно заочники. Так, по данным пресс-службы ТГТУ, на сегодняшний день в вузе обучается около девяти тысяч студентов, из них порядка трех тысяч - студенты заочной формы обучения. Аналогичная ситуация наблюдается и в наукограде. На сегодняшний день общее число студентов Мичуринского государственного агарного университета равно 8347, заочно обучаются 4753 человека. Данные говорят не только об общем стремлении получить высшее образование, но и о том, что "заочка" является весьма популярным способом достижения этой цели.

Качество знаний

С чем связана такая "нелюбовь" к "заочке"? Основная претензия - неудовлетворенность качеством заочного образования. Противники такой формы сетуют на то, что научиться чему-либо, появляясь в вузе дважды в год, практически невозможно. К тому же знания таких студентов являются поверхностными, а их получение практически сводится к нулю.

Кроме того, оппоненты заочного образования ссылаются на западный опыт, где от такой формы обучения практически отказались. Заочно учатся лишь инвалиды и те, кто по какой-то причине не в состоянии посещать колледж или университет самостоятельно. При этом заочно там можно получить только диплом бакалавра, и цениться он будет гораздо ниже "очного". Но запад западом, а в России есть на кого равняться. Главный вуз страны - МГУ им. М. В. Ломоносова - с легкостью отказался от заочников. При этом на некоторых факультетах, например, на журфаке, бюджетные места передали обучающимся в магистратуре. Отказались от "заочки" и в Санкт-Петербургском государственном университете. Свое решение ректорат связал с тем же качеством заочного образования, которое, по словам правления вуза, досталось университету в наследство от 30-х годов прошлого века.

Примечательно, что многие ректоры престижных российских вузов полностью поддерживают решение Рособрнадзора, утверждая, что первое образование должно быть только очным. А вот получить второе можно и по дистанционной или заочной системе.

Единственная возможность

Сторонники заочного образования имеют свой контраргумент касательно "качества" "заочки". Они утверждают, что человек приходит в вуз, чтобы получить образование. Если ему оно действительно нужно, то грызть гранит науки он будет вне зависимости от того, очная или заочная форма помогает ему это сделать. К тому же в большинстве своем студенты-заочники уже работают, а значит, образование им нужно для саморазвития или карьерного роста.

К тому же для некоторых людей "заочка" - единственная возможность получить образование как таковое. Не секрет, что поступить на "бюджет" в высшее учебное заведение с каждым годом становится все сложнее. И если у абитуриента нет денег, чтобы оплатить учебу, то о "вышке" ему придется позабыть. Учиться на "заочке" и работать порой становится единственной возможностью это сделать.

Между тем будущие и настоящие студенты-заочники такой перспективе не радуются. Хотя бы потому, что рискнуть пойти на "очку" готовы не все.

- Мне кажется, что не заочное образование нужно отменять, а менять систему получения знаний. Пока существует возможность "проплачивать" сессию, хоть отменяй, хоть не отменяй образование, эффекта не будет. На мой взгляд, должна быть выстроена система контроля знаний, тогда вопрос качества образования не будет стоять, - высказывается тамбовский студент Дмитрий (имя изменено по просьбе респондента).

Студентка-заочница Светлана из Тамбова обращает внимание, что в тех вузах, где есть нацеленность на результат, даже заочное образование дается на высоком уровне:

- Если вуз нацелен на то, чтобы деньги зарабатывать, а не знания давать, то тогда можно не только "заочку", но и "очку" закрывать. На мой взгляд, проблема не в качестве образования, а в том, что у нас оно слишком доступно. В России очень много вузов, часть из которых весьма сомнительна.

Рабочая специальность

Почему в этом году "запрет" пал именно на юристов, экономистов и госуправленцев? Эксперты называют эти специальности не только одними из самых распространенных, но и одними из малоустроенных. Уже не первый год и на федеральных, и на региональных уровнях твердят о том, что в нашей стране слишком много таких специалистов. Настолько много, что дипломированные юристы вынуждены идти в торговлю или сферу услуг. На днях Министерство образования и науки РФ опубликовало итоги второго мониторинга трудоустройства выпускников, проанализировав данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 года по итогам их трудоустройства в 2015 году, предоставленные Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. В ходе мониторинга были обработаны данные более одного миллиона 172 тысяч выпускников.

По данным образовательного ведомства, средний процент трудоустройства выпускников, как и в прошлогоднем мониторинге, сохранился на уровне 75 процентов. Средний размер заработной платы выпускников за первый год их работы составил 30 600 рублей в месяц.

Согласно результатам мониторинга, самый высокий процент трудоустройства (от 80 до 90 процентов) у выпускников, окончивших инженерные и медицинские направления подготовки. Среди ведущих специальностей и направлений по данному показателю - ядерная энергетика и технологии, сестринское дело, фармация, электро- и теплоэнергетика, химические технологии.

- Хуже всего трудоустраиваются выпускники с юридическим и экономическим образованием: почти 40 процентов юристов и около 20 процентов тех, кто обучался по направлению экономика и управление, не находят себя на рынке труда в первый год после выпуска. Эти направления подготовки являются самыми многочисленными по количеству не трудоустроившихся выпускников, - сообщает Минобразования.

Наиболее высокий показатель средней ежемесячной заработной платы у выпускников-инженеров.

Отменят ли "заочку" или нет - вопрос времени. Между тем, судя по комментариям пользователей глобальной паутины, сторонников у этой инициативы меньше, чем противников. Конечно, суть от этого не меняется, однако было бы неплохо, если бы работа над формой затрагивала и содержание.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер