Газета №26 (1050), 28 июня 2016
Перейти к номеру

Требуется? Получите!

28 июня 2016, 21:07 Прочитали 901 раз
В Тамбовской области успешно утоляют кадровый голод местных селькохозяйственных предприятий
Кирсановский аграрно-промышленный колледж - учебное заведение с богатейшей историей. Без малого восемьдесят лет прошло с тех пор, как в здешних местах был организован учебный комбинат, который готовил трактористов, комбайнеров, слесарей и механиков МТС. За это время множество раз менялось его название, но неизменным оставалось главное - все годы своего существования это было учебное заведение, которое готовило специалистов для аграрно-промышленного комплекса Тамбовщины.

Свое нынешнее название и статус колледж получил в декабре 2013 года. С того времени начался новый этап в его развитии, как и всей системы среднего профессионального образования региона. Сегодня Аграрно-промышленный колледж является базовым учреждением Аграрно-промышленного кластера - союза среднеспециальных учебных заведений и сельскохозяйственных предприятий области, которые объединились для того, чтобы успешно решать вопросы обеспечения профессиональными кадрами агропромышленного комплекса Тамбовщины.

Как рассказывает руководитель Аграрно-промышленного кластера, директор Аграрно-промышленного колледжа Игорь Михайлюк, в кластер входят более десяти учреждений профессионального образования, которые готовят студентов по девяти специальностям, восьми профессиям и двадцати двум дополнительным квалификациям. Для того чтобы эта подготовка была как можно более качественной и своевременной, в кластер вошло около пятисот сельхозпредприятий региона.

В итоге сегодня в его рамках готовят специалистов по таким направлениям, как сельское, лесное и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров. Успешной работе в рамках объединения социальных партнеров способствует тесное взаимодействие не только с управлением образования и науки области, но и с профильными региональными структурами - управлением сельского хозяйства и управлением ветеринарии.

На двоих

Руководитель кластера говорит о том, что одной из важнейших составляющих деятельности объединения учебных заведений и работодателей является дуальная модель обучения, которая в настоящее время активно используется в образовательном процессе.

При дуальном обучении теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Смысл такого обучения в том, что предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, при этом работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. А студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

Таким образом, в дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов. Важнейший компонент этой системы - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

Вопросы и ответы

По словам Игоря Михайлюка, одной из сложностей начала работы по новой модели было то, что преподаватели и мастера производственного обучения колледжа просто были к ней не готовы, поэтому им были необходимы стажировки для приобретения опыта. Получить его они смогли на базе уже действующих центров, которые работают как в России, так и в Германии. Организовать такую учебу стало возможным благодаря участию в проекте Группы компаний АСБ, которая в качестве работодателя входит в состав Аграрно-промышленного кластера.

- В ходе запуска дуальной модели обучения Группа компаний АСБ и образовательное учреждение приняли общее решение о том, что нам нужна совместная профориентационная работа среди школьников, - рассказывает директор колледжа. - Подготовив своеобразную "дорожную карту" под названием "Школа-колледж-предприятие", мы приступили к внедрению дуального обучения с первого курса колледжа. Механизм реализации таков - поступив в наш колледж, студент с первого курса устраивается на работу в компанию. Образовательный процесс делится на две равные части: три дня в неделю студент работает в компании на производственном участке на предприятии и три дня учится в колледже.

Понятно, что во время работы на производстве без наставника пятнадцати-шестнадцатилетнему парнишке не обойтись. Причем для того, чтобы стать таким наставником, необходимо пройти обучение на база колледжа, и только после этого специалиста предприятия допускают к работе с детьми. В настоящее время с одним таким наставником работает не более трех студентов.

Решение есть!

Еще одним крупным предприятием, которое с помощью Аграрно-промышленного кластера успешно решает вопросы подготовки квалифицированных кадров для своих нужд, стало ОАО "Октябрьское" - аграрно-торговый холдинг, в состав которого входят подразделения по продаже и обслуживанию сельхозтехники разных брендов, а также по продаже и консультированию в сфере агрохимии семян. Кроме того, в структуре компании - около семи тысяч гектаров земли, на которой она ведет производственную деятельность.

Как рассказывает генеральный директор ОАО "Октябрьское" Максим Жалнин, сотрудничество предприятия с управлением образования и науки области длится около пяти лет, но активная стадия взаимодействия началась два года назад. Чем это вызвано?

- Учитывая дефицит квалифицированных кадров в агропромышленном секторе экономики и принимая во внимание то, что сегодня средний возраст, например, механизаторов составляет пятьдесят пять - пятьдесят семь лет, жизненно необходимо вести речь о смене состава сотрудников, - говорит Максим Жалнин. - В нашей области сейчас работает около тысячи семисот сельхозпредприятий. И каждое из них испытывает подобные трудности, задаваясь вопросом - кто завтра сядет за штурвал комбайна или трактора, выйдет в поле в качестве агронома? Это огромная брешь, которую конкретно нам благодаря сотрудничеству с системой образования уже удается достаточно успешно закрывать.

В два направления

В чем выражается сотрудничество с системой образования? Прежде всего, ОАО "Октябрьское" как системный работодатель, входящий в состав кластера, обеспечивает стажировки студентам колледжей кластера. В итоге фактически сто процентов учащихся по профильным для предприятия специальностям и специализациям приобретают практический опыт на базе компании еще во время учебы.

- Кроме того, в нашей агрофирме студенты сдают нормативы, экзамены, готовятся к олимпиадам профессионального мастерства по разным видам дисциплин, - продолжает Максим Жалнин. - Компания предлагает линейку самой современной техники. По сути, это готовое учебное пособие для студентов, которые совсем скоро выйдут на рабочие места и будут на этой технике работать.

Понимая, что процесс обучения - дорога в два направления, руководство компании и кластера организовало в нынешнем году обучение практически семидесяти процентов торгового, технического и сервисного персонала ОАО "Октябрьское" в Селезневском аграрном колледже, чтобы, кроме практических знаний, которые у них есть, уже работающие специалисты предприятия получили необходимую теоретическую подготовку. В результате через год они станут как раз теми самыми наставниками, которые будут систематизированно делиться своими знаниями со студентами.

Фундамент для будущего

По мнению Максима Жалнина, работа, которая ведется в настоящее время в сфере среднего профессионального образования Тамбовщины, носит фундаментальный характер, поскольку закладывает прочный фундамент системы подготовки специалистов со среднетехническим образованием, которые сейчас крайне нужны региону. С этим полностью согласен руководитель Аграрно-промышленного кластера, директор Аграрно-промышленного колледжа Игорь Михайлюк:

- Внедрение такой системы - это залог успешной деятельности образовательного учреждения. Она обеспечивает равновесие между образованием и практикой, отвечает требованиям, которые предъявляют к своим будущим работникам работодатели. Мы видим, чего от нас хочет работодатель, и даем то качество обучения, которое ему необходимо. Плюс у детей, которые одновременно работают и учатся, есть практически стопроцентный шанс того, что они останутся работать в этих компаниях специалистами, "заточенными" под конкретное производство.

Кадры решают…

Как рассказывает начальник областного управления образования и науки Наталия Астафьева, за основу реорганизации системы среднего профессионального обучения Тамбовщины в целом была взята нацеленность на потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах. Это означает, что региональная система профессионального образования должна быть выстроена в соответствии с инвестиционной стратегией развития. Образовательные программы необходимо разрабатывать с участием хозяйствующих субъектов, ведь только в этом случае они будут направлены на удовлетворение потребностей работающих производств.

В управлении системой среднего профобразования региона сегодня используется кластерный подход. В настоящее время в области создано шесть кластеров. Один из них - Аграрно-промышленный, на примере которого мы показали нашим читателям, как работают новые подходы.

- Мы переводим систему среднего профессионального образования в новый формат, благодаря чему у нас появляется возможность оперативно внедрять в учебный процесс востребованные профессии или закрывать невостребованные. То есть мы можем очень мобильно разворачивать и сворачивать любые программы подготовки кадров.

В итоге сегодня в регионе приступили к внедрению перспективных, востребованных профессий. По прогнозам, максимально возможный охват учебных заведений области такими специальностями будет достигнут уже к 2018 году. Как говорится, по стараниям и результат.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер