После постановки в ТМТ спектакля по мотивам великой поэзии Иосифа Бродского, кажется, уже невозможно было ждать чего-то большего. И вот - свершилось! Веничка, с похмелья перепутав Курский с Павелецким вокзалом, у нас, в Тамбове! Низко склоняем головы…
«Все говорят: Кремль. Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел Кремля.
Вот и вчера опять не увидел, - а ведь целый день крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян был: я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки, потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декокта люди ничего лучшего еще не придумали. А потом - на Каляевской - другой стакан, только уже кориандровой…». В. Ерофеев
- Чем собрались удивить тамбовского зрителя? В нашем маленьком городе целых пять театров! А один из старейших в России основал еще сам Гаврила Державин.
Говорит актер Сергей Карякин (Москва), исполнитель роли Венечки Ерофеева:
- Не знаю пока. Я всего второй раз в вашем городе. Я хорошо понимаю, что "Москва-Петушки" - очень специфический материал. Поэтому постарался в своей работе подойти к нему как-то по-своему.
Я смотрел много постановок этой поэмы и знаю, что публика либо в восторге от нее, либо категорически ее отвергает.
Почему? Для меня лично Ерофеев - это, конечно, совсем не алкоголик и хулиган. Это поэт!
И играть надо поэта. Ранимого, тонкого, влюбленного и несчастного.
Впервые я прочел эту поэму двадцати пяти лет от роду и как-то сразу в нее влюбился. Постараюсь донести эту свою любовь до тамбовского зрителя.
«Обидно мне теперь почти до слез. Не потому, конечно, обидно, что к Курскому вокзалу я так вчера и не вышел. И уж, конечно, не потому, что проснулся утром в чьем-то неведомом подъезде. Нет, не поэтому мне обидно. Обидно вот почему: я только что посчитал, что с улицы Чехова и до этого подъезда я выпил еще на шесть рублей - а что и где я пил? И в какой последовательности? Во благо ли себе я пил или во зло?». В. Ерофеев
- "Москва - Петушки" - это для Тамбова не слишком смело и крамольно?
Говорит директор Тамбовского молодежного театра Валерий Беляев:
- Нет. Театр наш молодежный, и мы должны экспериментировать, искать своего зрителя, работать не совсем по канонам классического академического театра.
Нужно общаться со зрителем не только в привычных рамках. Это ему, в конечном счете, может просто надоесть.
«Ничего, ничего, - сказал я сам себе, - ничего. Вон - аптека - видишь? А вон - этот п... в коричневой куртке скребет тротуар. Это ты тоже видишь. Ну, вот и успокойся. Все идет как следует. Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево, я тебя не принуждаю ни к чему Если хочешь идти направо - иди направо». В. Ерофеев
Говорит актер Сергей Карякин:
- Поэма "Москва - Петушки" очень трудно переносима на сцену. Как, кстати, и Толстой, и Достоевский. Ведь они тоже многое теряют при инсценировках.
У меня в спектакле, естественно, тоже много серьезных сокращений. Я убрал наиболее "грубые" места, убрал знаменитые "ерофеевские" коктейли. Вообще постарался сделать такой крен в лирику, в любовный аспект, в вечные вопросы бытия.
«Я вынул из чемодана все, что имею, и все ощупал: от бутерброда до розового крепкого за рупь тридцать семь. Ощупал - и вдруг затомился. Еще раз ощупал - и поблек… Господь, вот Ты видишь, чем я обладаю. Но разве это мне нужно? Разве поэтому тоскует моя душа! А если б они мне дали того, разве нуждался бы я в этом?
И весь в синих молниях Господь мне ответил:
- А для чего нужны стигматы святой Терезе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны.
- Вот-вот! - отвечал я в восторге. - Вот и мне тоже - желанно мне это, но ничуть не нужно!
- Ну, раз желанно, Веничка, так и пей…». В. Ерофеев
Говорит директор ТМТ Валерий Беляев:
- Театр должен быть разным. Если в постановке присутствует, например, ненормативная лексика или какие-либо провокационные места - мы же заранее об этом предупредим. А дальше уже дело вкуса каждого.
Мы активно ищем новый репертуар. Это и Венедикт Ерофеев, и Захар Прилепин, и Иосиф Бродский, и Пушкин, и Высоцкий.
Каждый сможет найти у нас своего автора. И это нормально.
«Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые… Они постоянно навыкате, - но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла, - но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!). Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий… Эти глаза не сморгнут. Им все божья роса». В. Ерофеев
Говорит актер Сергей Карякин:
- Мне хотелось вложить в спектакль прежде всего себя. Себя выразить. Я почувствовал, что должен об этом высказаться. Это и стало каким-то "двигателем".
«Петушки… Там каждую пятницу, ровно в одиннадцать, на вокзальном перроне меня встречает эта девушка с глазами белого цвета - белого, переходящего в белесый, эта белобрысая дьяволица. Поезжайте со мной - о, вы такое увидите…» В. Ерофеев