Газета №14 (1038), 5 апреля 2016
Перейти к номеру

Глина детям не игрушка,

5 апреля 2016, 19:04 Прочитали 1 340 раз
а необходимый материал для восстановления исконного тамбовского промысла - Федоровской керамики
Екатерина Каллас, преподаватель отделения керамики Детской художественной школы №2 г.Тамбова им. В.Д.Поленова, занимается изучением исконной тамбовской керамики не первый год. Организовала несколько научно-исследовательских экспедиций в деревню Федоровка Бондарского района - родину знаменитой федоровской игрушки. Промысел просуществовал здесь аж до 90-х годов прошлого века. Каллас - автор замечательных научных публикаций на эту тему. Удивительно скромная, вся погруженная в свой высокий художественный мир, она не слишком охотно согласилась на интервью, считая, что сегодня ставить вопрос о серьезном массовом возрождении старинного тамбовского промысла, возможно, преждевременно. "На ближайшее время, - говорит она, - это предмет для более внимательного изучения специалистами. Возрождая федоровскую игрушку, мы, конечно, привнесем в культуру Тамбовщины еще один исконный тамбовский бренд, но здесь очень важно работать на строгой научной основе, работать тонко и аккуратно, чтобы не впасть в китч, не натворить безвкусицы в стиле "а ля рюс", - считает Каллас.

- Катя, почему ты считаешь возрождение федоровской игрушки преждевременным?

- Наоборот, я считаю обращение к угасающему промыслу задачей, не терпящей промедления. Если мы не сохраним бесценное культурное явление, время будет безвозвратно упущено. Преждевременно говорить только о массовом производстве федоровской игрушки. Нужно подходить к такому важному делу серьезно и основательно, при восстановлении промысла очень важно соблюсти тонкую грань между китчем и подлинной народностью. Долго тянуть с возрождением игрушки нельзя по одной причине - всем гончарам-носителям этого промысла уже далеко за восемьдесят лет. И они очень спешат передать нам секреты своего ремесла.

- Как возник лично твой интерес к старинной тамбовской керамике?

- В керамику приходят самые разные люди и самыми разными путями. По первому образованию я - художник по росписи дерева. Занималась живописью. А интерес к керамике возник, наверное, во время посещения различных художественных выставок, фестивалей, где был представлен и этот жанр, во время общения с художниками-керамистами. Начала пробовать лепить сама для своих детей, для друзей. Что-то стало получаться. Так вот постепенно как-то.

- В чем, на твой взгляд, историческая ценность федоровской игрушки?

- Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление культуры. Без должного внимания и бережного изучения эти родники самобытной культуры просто рискуют уйти в небытие.

Сведений об исконных керамических промыслах Тамбовщины чрезвычайно мало. Но и этой скупой информации стало достаточно для того, чтобы сделать выводы о богатых традициях тамбовского гончарства, о наличии на территории нескольких исторических мест бытования керамических промыслов.

Самым интересным для изучения на сегодня является промысел деревни Федоровка (Зайцево) Бондарского района Тамбовской области. Жители деревни охотно делятся информацией об истории своей малой родины и технологии знакомого им с детства промысла.

Деревня Федоровка Бондарского района Тамбовской области расположена в живописной местности недалеко от Кривополянского сельского совета. Быстрая незамерзающая речка, обиталище бобров и водоплавающих птиц, заливные луга, лесистые невысокие холмы, где живут лоси, кабаны и зайцы - и сейчас природа в этой местности великолепно сохранилась, что дает возможность составить представление о среде, окружавшей промысел, на тот момент, когда он еще бытовал. Федоровские мастера жили и творили в тесной связи с природой, из которой черпали и вдохновение, и сюжеты, и материалы.

- В чем отличие тамбовской федоровской игрушки от таких известных игрушек, как, например, дымковская или каргопольская?

- На этих игрушках отсутствует любая роспись. Декорированы они только процарапкой. Федоровские игрушки очень убедительны по пластике и настолько выразительны, что не нуждаются в декоративной росписи, как большинство глиняных игрушек других самобытных промыслов.

Декорированы федоровские фигурки очень скупо, - фактурные штрихи, нанесенные острым предметом, в большинстве случаев в виде орнамента "древо жизни", что придает игрушкам еще и некое сакральное значение. Прозрачная свинцовая глазурь подчеркивает природный терракотовый цвет глины. Отсутствие яркой раскраски делает игрушку более простой и строгой по содержанию, отчего она, на мой взгляд, только выигрывает.

В ряде случаев пластические образы фигурок настолько виртуозно решены, что из разряда игрушек переходят в категорию декоративной скульптуры. Мелкая пластика соединяет в себе мощную выразительность приемов лепки с нежной лиричностью образов.

Излюбленным сюжетом, украшающим многочисленные сосуды - кувшины, горшки, крынки (местные названия - безыменки, махотки), являются сцены охоты. На многих из них с поразительной точностью в деталях изображена фигурка охотника, преследующего добычу. Это могут быть летящие по небу гуси, удирающий лис, волк, заяц или даже огромная рыбина. Часто охотника сопровождает собака, опущенные уши и стройные ноги которой указывают на ее охотничью породу. Лесной ландшафт вокруг изображался лаконично-условно вылепленными деревьями, очень напоминающими славянский символ Древо жизни. Расстановка деревьев задает ритм всей композиции, расположенной, как правило, по тулову сосуда. Налепы выполнены уверенными приемами, с четким пониманием правил композиции и возможностей материала.

Особенно хороши фигурки птиц и животных, где буквально несколько небольших кусочков глины рождают величаво летящего по небу гуся или грациозно удирающего зайца.

Зайцы изображаются в сюжетах чаще других животных (возможно, второе название деревни - Зайцево - не случайно?). В трактовке можно уловить теплое отношение художника к этому образу. Мягким юмором пронизаны эти глиняные истории. Вот налепной заяц убегает от погони, а другой крадется за спиной охотника на двух ногах.

- А где сегодня можно познакомиться с образцами федоровской игрушки?

- В Тамбовском областном краеведческом музее. Мне довелось поработать с образцами гончарной посуды из фондов музея. Кувшины, декоративные кашпо (в Федоровке их называют "банки"), горшки украшены характерными для промысла налепами со сложными сюжетными композициями.

Федоровская керамика хранится и в музейных собраниях Москвы, Липецка, других музеях страны. Есть хорошая федоровская керамика и в частных коллекциях.

Например, собрание тамбовского коллекционера Михаила Семенова, историка по образованию, исключительно интересно не только археологическими артефактами. В созданной им антологии керамики достойное место занимают и работы федоровских мастеров.

- Изучение федоровской керамики помогает в учебном процессе?

- Да. В Детской художественной школе №2 им. В.Поленова на основе изученного материала создается методика изготовления и преподавания традиционной федоровской игрушки.

Учащимися создаются работы по мотивам тамбовских промыслов. Мы представляли Тамбовскую область в региональной выставке "Древние образы в народной игрушке", участвовали в межрегиональном фестивале "Поет игрушка Романушка" в Троицком Липецкой области. Впервые за многие годы Тамбовская область была представлена традиционной игрушкой. В 2016 году наша федоровская игрушка представляла Тамбовскую область на всероссийском фестивале народной игрушки в городе Липецке и была отмечена специальным дипломом фестиваля. Эта награда важна для нас, так как является знаком признания тамбовской традиционной игрушки достойным участником в движении по возрождению национальной культуры - культуры мощной, самобытной, разнообразной, состоящей, как из пазлов, из региональных ее составляющих. Вот и Тамбовская область перестала быть белым пятном в национальной мозаике керамической игрушки - это наша маленькая победа.

На занятиях отделения керамики учащиеся изучают традиции тамбовской керамики на примерах аутентичных образцов.

Лепке и зарисовке с натуры музейных образцов федоровской керамики были посвящены несколько занятий, проведенных в стенах Тамбовского областного краеведческого музея. В сотрудничестве с музеем были проведены мастер-классы по тамбовской игрушке, выставка работ учащихся нашей ДХШ, в число которых вошли работы учащихся отделения керамики на тему федоровской игрушки.

- Кроме Федоровки на Тамбовщине были места с подобными промыслами?

- Особый интерес на сегодня привлекает именно федоровский промысел, но это не означает, что на карте Тамбовской области отсутствуют и другие интересные очаги самобытной культуры, связанные с гончарством. Практически в каждой деревне раньше был свой гончар. Но массовое производство керамики было налажено только в Федоровке и селе Староторбеево Мичуринского района.

Необходимо выявить и исследовать как можно больше мест бытования, что даст возможность впоследствии говорить об общем стиле, характерном для Тамбовщины.

Феномен федоровской игрушки далеко не полностью исследован и обещает еще много открытий и находок. Но уже сейчас можно говорить о его ценности для культуры Тамбовщины. Введение региональной народной игрушки в образовательный процесс помогает воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству. Осваивая пластический язык традиционной игрушки, учащиеся развивают художественно-творческие способности, фантазию, воображение, навыки работы с материалом.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер