Газета №12 (1036), 22 марта 2016
Перейти к номеру

Хотели как лучше?

22 марта 2016, 11:15 Прочитали 730 раз
Упрощенная схема оформлений ДТП: как реальность соотносится с теорией
Не вызывать сотрудников ГИБДД при незначительных авариях было заветной мечтой многих автолюбителей. Во-первых, потому что незачем тревожить стражей дорожного правопорядка, когда участники ДТП спокойно могут разобраться сами. Во-вторых, если такая надобность все-таки возникала, ждать автоинспекторов, что греха таить, зачастую приходилось долго. Вот оно, сокращение штата во всей красе. С введением европротокола - документа, позволяющего урегулировать дорожное происшествие без вмешательства ГИБДД, можно было, казалось, избавиться от многих неурядиц. Но практика оказалась не такой гладкой, как желания автовладельцев.

Реальность и ожидания

Напомним, что ранее процедура заполнения всех необходимых документов при дорожно-транспортном происшествии велась при содействии сотрудников ГИБДД. С 1 июля 2015 года правила игры были изменены. Теперь заполнить бланк в целях экономии времени и денежных средств участники ДТП могут, не вызывая сотрудников госавтоинспекции. Закон же напоминает, что сделать они это вправе только при соблюдении определенных требований. Во-первых, участников аварии должно быть только двое. Во-вторых, один из них должен признать себя виновным, а другой пострадавшим. В-третьих, участники дорожно-транспортного происшествия должны найти между собой общий язык.

- Упрощенная схема оформления аварий без вызова сотрудников ГИБДД возможна, когда соблюден ряд условий. В частности, участниками ДТП стали два автомобиля; не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров; у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО, и у участников ДТП нет разногласий в том, кто именно является виновником ДТП. При этом важно помнить, что страховая выплата по европротоколу в большинстве субъектов РФ не может превышать пятидесяти тысяч рублей, - комментирует директор тамбовского филиала АО "СОГАЗ" Михаил Иванисов.

Если все эти условия соблюдены, то участники ДТП могут рассчитывать на денежные выплаты. В теории все выглядит донельзя просто. На практике участникам дорожно-транспортного происшествия приходится сталкиваться с рядом предубеждений и подводных камней. Одно из них связано с печальной практикой, когда неверно заполнен протокол. Тогда уточнять и разбираться по существу придется непосредственно в страховой компании. При этом опыт общения у каждого автолюбителя со страховщиками свой.

Еще одним камнем преткновения становятся взаимоотношения с другим участником ДТП - признать себя виновником жаждут не все. В целом же проблемы популяризации европротокола связаны с рядом факторов, например, привычкой россиян вызывать сотрудников ГИБДД, а также боязнью не получить страховые выплаты.

- Еще один веский повод для сомнений участников ДТП, - считает Михаил Иванисов, - невозможность самостоятельно на месте определить сумму ущерба и связанные с этим опасения, что причиненный вред не будет возмещен полностью из-за установленного законом лимита страховой выплаты. Тем более что цены постоянно растут, и ущерб, который мог быть ранее оценен в сорок тысяч рублей, на деле окажется в полтора раза больше. Также хотел бы отметить, что не все люди обладают юридической грамотностью, поэтому не всегда уверены в правильности заполнения документов при ДТП. А как показывает практика, именно неправильно заполненный бланк извещения чаще всего бывает причиной отказа в выплатах. Поэтому я рекомендовал бы в случае возникновения вопросов позвонить в контактный центр страховой компании - номер телефона есть на бланке, чтобы проконсультироваться.

Получить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии можно при заключении договора ОСАГО. Если страховая компания вам его не выдала, смело требуйте его, а после получения - внимательно изучите и возите всегда с собой.

Не стоит забывать о видео/фотосъемке аварии. Даже если повреждения были незначительными, зафиксировать автомобиль с различных ракурсов просто необходимо. Обратиться же в страховую компанию участники ДТП могут в пятидневный срок. К европротоколу обязательно прилагаются сделанные фото и видеодоказательства.

Отметим, что, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в январе 2016 года число водителей, оформлявших ДТП с применением европротокола, выросло по сравнению с 2015 годом и составило 28 процентов (в 2015 году доля обращений по европротоколу составляла 18 процентов). Несмотря на то, что количество людей, оформивших ДТП таким образом, растет, в обществе к самой процедуре продолжают относиться двояко: одни считают европротокол распиаренной акцией, мало имеющей отношения к суровой действительности, другие называют цивилизованным способом решения неприятностей. К какому из существующих лагерей примкнуть, пусть каждый определит для себя сам. Очевидно одно: по мере совершенствования законодательства опасения автомобилистов относительно европротокола будут развеиваться.

«Заячий» билет?

В последнее время в России резко возросло количество поддельных полюсов ОСАГО. По неофициальным данным, только в Москве каждый третий полюс - нелегальный. РСА оценивает ущерб страховому сектору от этих действий в пять миллиардов рублей в год. Эксперты уверены, что такая ситуация возникла из-за подорожания "автогражданки". По данным тамбовского филиала АО "СОГАЗ", кардинальные изменения в ОСАГО произошли осенью 2014 года и весной 2015-го, когда ЦБ РФ повысил тарифы, одновременно увеличив более чем в три раза ответственность страховщиков. Так, осенью 2014 года базовый тариф в ОСАГО был увеличен на 23-30 процентов. При этом лимит выплат по ОСАГО за вред, причиненный имуществу, был увеличен до четырехсот тысяч рублей по каждому потерпевшему. В апреле 2015 года более чем в три раза - до пятисот тысяч рублей - увеличен лимит выплат по ущербу жизни и здоровью. Базовый тариф ОСАГО при этом был повышен на 40-60 процентов.

У автовладельцев возникает "дилемма": то ли заплатить, к примеру, пять тысяч рублей за полис ОСАГО, то ли попросту оплатить штраф в размере пятисот рублей за езду без страховки. А далее надеяться на фортуну, остановит или не остановит сотрудник ГИБДД. Понятно, что при таком раскладе количество законопослушных россиян сократится в разы. Впрочем, здесь каждому свое…

Не все просто и с электронным ОСАГО. Напомним, что с 1 июля 2015 года вступили в силу поправки в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые дают водителям возможность оформить полис ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. При этом оформить электронный полис ОСАГО может любой желающий, кроме новичков, которые только получили права. Таким водителям необходимо обращаться в офис страховой компании.

Такая форма оказалась несколько коварной. Михаил Иванисов поясняет, что, несмотря на удобства для клиентов при приобретении полиса ОСАГО онлайн, на сегодняшний день существует еще немало технических проблем и сбоев между базами данных различных ведомств:

- В результате автовладельцы не всегда могут оформить документ, многие недовольны. Поэтому СОГАЗ не спешит присоединяться к электронному ОСАГО до снятия всех технических проблем и сбоев, чтобы не провоцировать клиентов на негативные эмоции в свой адрес.

Не все просто и с сотрудниками ГИБДД. Как поясняют в ведомстве, не все электронные ОСАГО попросту вбиты в базу. Вот и выходит, что вроде бы у автовладельца есть полис, а оснований для того, чтобы избежать ответственности, у него нет. С точки зрения закона, под штрафные санкции в этом случае попадают и те водители, чьи страховые компании не поспешили внести данные в электронную систему, и те, кто решил сэкономить и приобрести "левый" полис.

Как сотруднику ГИБДД определить, что электронный полис ОСАГО настоящий? В тамбовском филиале "СОГАЗ" пояснили, что каждый бланк ОСАГО имеет свой уникальный номер. Сотрудник ГИБДД может связаться по рации со стационарным офисом, где есть Интернет и доступ к базе РСА, и проверить достоверность документа через базу Российского союза автостраховщиков. При этом выяснять, настоящий или поддельный полис - обязанность сотрудника ГИБДД.

Для того чтобы быть уверенным в том, что полис является настоящим и действительным, эксперты рекомендуют автовладельцам страховаться только в проверенных местах - в частности, в официальных представительствах страховых компаний - либо приобретать электронные полисы ОСАГО на официальных сайтах страховщиков. Кроме того, приобретенный полис ОСАГО можно проверить в открытой базе данных на сайте РСА. Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин призвал Российский союз автостраховщиков активнее вести разъяснительную работу среди участников дорожного движения в части недопустимости приобретения "сомнительных" полисов ОСАГО и управления транспортными средствами, когда полис отсутствует. Ведь водители могут по собственному заблуждению приобрести полисы по заниженной цене, не осознавая, что он является поддельным, а автомобиль остается не застрахованным. Узнают о недействительности имеющегося у них полиса ОСАГО такие люди, как правило, уже после ДТП.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер