Газета №11 (1035), 15 марта 2016
Перейти к номеру

Тонкости коммунального масштаба

15 марта 2016, 16:38 Прочитали 780 раз
Можно ли заставить коммунальщиков добросовестно выполнять свои обязанности?
Можно. Для этого нужно быть чуточку инициативнее. Какой бы избитой ни была фраза: все в руках собственников, в том числе и справедливость. Директор ТОГУП "Единый расчетный центр" Алексей Власкин привел любопытные данные: за последний год тамбовчане все чаще стали обращаться за перерасчетом первой строки платежки. Напомним, что первая строка в этом документе полностью в распоряжении УК. За перерасчетом тамбовчане обращаются, если не получают услуги или получают по этой строке: уборщица не убралась, аварийное обслуживание не произведено и т.д. Это, по словам Алексея Алексеевича, говорит о повышении грамотности собственников жилья:

- Если каждый человек приложит хотя бы немного усилий, то ситуация в ЖКХ изменится. Необходимо понимать, что для любой управляющей компании потребитель, то есть заказчик услуг, является "царем и богом". И люди должны это осознавать. Если управляющая компания не выполняет свои обязательства, договор с ней можно и расторгнуть.

Некоторые люди ошибочно полагают, что раз они платят управляющей компании деньги, значит, ситуацию можно пустить на самотек. Как бы не так! Чтобы потом не приходилось на кухне говорить о том, что все разворовали, нужно следить за тем, куда идут ваши деньги.

Долг платежом красен

Уж сколько раз твердили миру, что нужно внимательно читать то, что дают на подпись. В договоре между управляющей компанией и собственниками жилья прописано, какими правами и обязанностями обладает та и другая сторона. Правда, в этом вопросе существенную роль играет стоимость услуг. Уж таков наш менталитет, что за меньшее количество денег мы хотим получить большее количество услуг. И только редкий человек вспомнит, где обитает бесплатный сыр.

Как должно быть в идеале? Собирает представитель управляющей компании жильцов и говорит, что обслуживать этот дом согласен, к примеру, за десять рублей за квадратный метр. Собственники покумекали и решили, что такая сумма им в тягость. Если к компромиссу прийти не удается, договор попросту не заключается. А что получается на деле (причем об этом компетентные органы, призывающие к разуму собственников, твердят битый год)? На деле выходит так, что приходит представитель управляющей компании в дом и говорит, что обслуживать его будет за два рубля за квадратный метр. Жильцы видят, что сумма снижена в разы, и на эту удочку и попадают. Как результат: получают услуги согласно указанной цене. А раз сумма небольшая, то и услуг, как правило, жильцы получают немного. Ну не заставить коммерсантов качественно работать за мизер. Что ж, получается, чем дороже, тем лучше? Не скажите… Тут на кого нападешь. Можно платить по тридцать рублей за квадратный метр и не получать услуг, а можно и по четыре рубля за тот же метраж эффективно управлять домом. Все в руках собственников.

Во всей этой сложной цепочке взаимоотношений, пожалуй, наиболее острым является вопрос долга. Картина складывается следующим образом: на сегодняшний день задолженность перед ресурсопоставщиками исчисляется десятками миллионов рублей. Как образовывалась эта сумма - отдельный разговор, здесь и изношенность коммуникаций, и махинации коммерсантов, и долги тамбовчан. Очевидно одно: "крайними" остаются люди. Одним из эффективнейших способов решения вопроса, в условиях ныне действующего законодательства, является процесс расщепления. То есть потребитель платит не управляющей компании за свет, газ, воду, тепло, а непосредственно той организации, которая поставляет ресурсы. Итог: долги не накапливаются, а управляющие компании вынуждены РАБОТАТЬ, выходить на диалог с собственниками жилья.

Алексей Власкин поясняет, что переходить на такую систему управляющим компаниям не выгодно. Тем не менее, пока что это единственный выход из положения - и волки сыты, и овцы целы. При этом повлиять на управляющую компанию жильцы могут, вписав в договор пункт, что платить будут непосредственно ресурсопоставщикам.

С одной бумажкой

Еще одной новостью жилищно-коммунального "фронта" стало введение по всей Тамбовской области единого платежного документа. Раньше в ряде муниципалитетов жители получали отдельные квитанции за потребление света, воды и т.д. Соответственно, приходилось обращаться в несколько разных абонентских участков, что вызывало трудности и требовало значительных временных затрат. Теперь тамбовчане будут получать единый документ, платить по которому придется в одном месте.

Напомним, что в ноябре 2015 года Тамбовская городская Дума приняла решение о передаче муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр" в областную собственность. 1 марта глава администрации Тамбовской области Александр Никитин подписал постановление о реорганизации ТОГУП "Единый расчетный центр" и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс". Таким образом, начато создание на базе "ЕРЦ" единой организации, которая будет осуществлять на территории области расчет платы за услуги ЖКХ.

- Такие шаги вызваны положительным опытом работы "ЕРЦ" и "Тамбовэнергоресурса" в сфере введения "единого расчетного документа" для приема платежей за жилищно-коммунальные услуги по принципу "единого окна". Теперь перед нами стоят две задачи: предоставление услуг по принципу "единого окна" и мы должны приложить максимальные усилия, чтобы каждый рубль, заплаченный тамбовчанином, доходил до соответствующей организации, - прокомментировал директор ТОГУП "ЕРЦ" Алексей Власкин.

Реорганизацию предприятий предстоит провести в двухмесячный срок.

Собственно, что изменится для тамбовчан, кроме видимого удобства платежа? Фактически ничего. Правда, будут ли жители области платить комиссию в один процент за прием платежей и будет ли производиться сокращение штата, пока не ясно.

- На каждой отдельной территории этот вопрос будет рассматриваться индивидуально, - прокомментировал Алексей Алексеевич. - Однако речь идет не о сокращении штата, а о его оптимизации. Возможно, что кадровые перестановки произойдут внутри компании.

Что касается сбора, то все будет зависеть от экономической политики и затрат, которые заложены в тарифах ресурсоснабжающих организаций. Так что ударит ли по кошельку новая система или же облегчит жизнь, узнаем ближе к лету.

Для справки

С 1 марта в 27 субъектах страны, в том числе и в Тамбовской области, вступили в силу соглашения об опытной эксплуатации государственной информационной системы ЖКХ («ГИС ЖКХ»). Об этом сообщает Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Всего подобные соглашения действуют в 53 регионах России. Официальным сайтом системы является портал www.dom.gosuslugi.ru.

На ресурсе тамбовчане смогут проверить корректность начислений и расчетов, вести мониторинг деятельности своей управляющей организации, контролировать расходы и доходы по дому, подавать обращения по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, у жителей региона появится возможность проводить электронные голосования и принимать в них участие в удаленном доступе по всем вопросам дома.

- Управляющие компании смогут размещать отчетную информацию однократно и в едином формате, а органы власти - принимать взвешенные решения на основе достоверной информации, размещенной в ГИС ЖКХ. С помощью портала также можно будет внести показания приборов учета, оплатить ЖКУ, узнать о задолженности, - сообщили в пресс-службе администрации области.

В управлении топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона пояснили, что для управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, ресурсоснабжающих организаций области проводится большая разъяснительная работа о необходимости регистрации на данном ресурсе. И она дает положительные результаты. На данный момент в системе зарегистрированы все управляющие компании региона. Отметим, что за нарушение сроков, а также неразмещение информации в системе предусмотрена административная ответственность.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер