Газета №8 (1032), 20 февраля 2016
Перейти к номеру

Рабочие руки

20 февраля 2016, 16:36 Прочитали 726 раз
Образование и бизнес: как решить проблемы подготовки квалифицированных кадров?
В минувшую среду на базе ТГУ имени Г.Р. Державина прошел круглый стол на тему "Образование и бизнес: проблемы подготовки квалифицированных кадров". Организатором мероприятия выступил Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу "Собиз Инвест". В обсуждении приняли участие представители областного управления образования и науки, городской Думы, администрации Тамбова, вузов и ссузов региона, а также бизнес-сообщества. Мероприятие вел президент фонда "Собиз Инвест" Виталий Вутнанс.

Цифры и факты

На круглом столе начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева озвучила некоторые цифры. На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования региона обучается около шестнадцати тысяч студентов. Если лет десять назад количество учебных учреждений в области было 38, то сейчас их 19. А вот количество профессий, которые можно получить в регионе, за несколько лет увеличилось на 30 процентов и составило 104, также произошло укрупнение колледжей. В целом доля нетрудоустроенных выпускников СПО сегодня составляет 0,2 процента, то есть единицы. В среднем по полученной профессии работают около 80 процентов выпускников колледжей. Управление образования старается соблюсти баланс при формировании заказа на конкретные профессии, закрывая обучение тем, которые не востребованы на региональном рынке труда, и открывая новые. Так, на сегодня сбалансирована ситуация с подготовкой кадров для сферы сельского хозяйства, строительства и транспорта. К 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций должны быть сформированы и начать реализацию программы подготовки кадров СПО по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным профессиям.

Будущее за дуальной (практико-ориентированной) системой подготовки кадров - системой, которая соответствует требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. В регионе идет работа по этому направлению. Например, строительный колледж уже готовит студентов совместно с работодателем. Также в планах - создание отраслевых центров практико-ориентированного образования. Пока же подход к профориентационной работе хотя и ведется, но недостаточный, и задача по решению этой проблемы перед региональным образованием сейчас стоит.

Бизнесмены, в свою очередь, отметили, что "головной болью" для них по-прежнему является поиск высококвалифицированных кадров. Виталий Вутнанс привел пример, говорящий о том, что, даже предложив высокую заработную плату, сложно найти подходящего специалиста.

Пути решения

Одним из вариантов решения этой проблемы, по мнению проректора ТГУ имени Г.Р. Державина, профессора Ирины Налетовой, может служить развитие прикладного бакалавриата, на который возлагаются большие надежды по повышению качества как высшего, так и среднего профессионального образования и по более эффективному сокращению пробела между теми знаниями, которые студент получает в учебном заведении, и теми навыками, которых от него требует работодатель.

- В рамках программ прикладного бакалавриата набор студентов увеличивается. Сегодня мы говорим, что это должно быть не менее 21 процента, к 2020 году - около 30 процентов. Например, в ТГУ есть несколько программ прикладного бакалавриата, которые ориентированы на бюджетную сферу. В этом году мы добавляем программы экономических направлений подготовки. Привлечение бизнеса к организации учебного процесса дает и вузу, и студенту дополнительные возможности и позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда в регионе. Вуз готов рассмотреть и предложения бизнеса и других вузов по формированию программ как прикладного бакалавриата, так и создания базовых кафедр, - отметила Ирина Налетова.

Как сообщили представители ООО "Кристалл", входящего в группу компаний "АСБ", Анна Попова и Елена Костюшина, проблему с недостаточной квалификацией кадров их предприятие решает, внедряя с 2014 года проект по развитию системы дуального обучения. Оно тесно сотрудничает с аграрно-промышленным колледжем Кирсанова по подготовке специалистов. Таким образом обучаются уже 59 студентов. Однако при этом был отмечен недостаточный уровень профориентационной работы, который влияет на качество студентов, - первокурсники не совсем определились с направлением будущей профессии. Поэтому в ближайших планах предприятия - создание собственного центра по подготовке кадров для своих нужд.

По мнению Дмитрия Полякова, члена штаба регионального отделения Общероссийского народного фронта, чтобы у работодателя не возникало таких проблем, важно уже в школе помогать ребятам выбрать дальнейшую специальность. Успешным примером сотрудничества бизнеса и школы может стать создание детского технопарка, например, в Мичуринске.

Его поддержал Александр Кочетков, председатель Котовского городского Совета народных депутатов, отметив, что будущее за технопарками, но бизнес к участию в создании технопарков тоже нужно заинтересовать. Он также затронул тему подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса, предложив, чтобы выпускникам учреждений профессионального образования работа на предприятиях ОПК засчитывалась в качестве службы в армии.

Многие предложения, которые формирует фонд содействия бизнесу "Собиз Инвест" по итогам круглых столов, касаются не только регионального, но и федерального уровня.

Системный подход

Чтобы говорить о проблемах образования дня сегодняшнего, по мнению эксперта фонда "Собиз Инвест", доцента Павла Плотникова, достаточно посмотреть статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В двенадцати основных принципах, на которых основывается государственная политика в сфере образования, даже не упомянуты цели деятельности всей системы образования, за исключением обеспечения права личности на получение образования. Хотя такой целью должно быть, безусловно, названо увеличение экономического, научного, культурного, оборонного потенциала нашей страны. Без этого система образования остается "вещью в себе", не имеющей связи, в частности, с экономическими реалиями. Плоды чего мы сегодня и обсуждаем. Поэтому необходимо пересмотреть основные принципы, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования.

В настоящее время взят курс на импортозамещение, который предполагает опору на собственные силы в экономике. Поэтому целесообразно, чтобы и деятельность вузов была подчинена решению этой задачи. В качестве предложения перед федеральным законодателем целесообразно поставить вопрос об отказе от болонской системы в отношении обучения за счет бюджетных ассигнований. Иначе получается, что государство само стимулирует "утечку мозгов". Также необходимо пересмотреть нынешние критерии оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Главным из них должно стать трудоустройство выпускников по полученной специальности, направлению подготовки.

Значение среднего профобразования сегодня принижено, а значение высшего, наоборот, неоправданно завышено. Действительность показывает, что такого большого количества специалистов с высшим образованием для нашей экономики просто не требуется. Многие студенты вузов мотивированы сегодня не на овладение определенной профессией, а на получение диплома, который придает некий социальный статус. Это приводит к значительному снижению качества подготовки специалистов, чему есть немало примеров.

Напротив, по многим рабочим специальностям имеется дефицит квалифицированных кадров, который система среднего профобразования не может восполнить. Популярность среднего профессионального образования незаслуженно упала. Сегодня нужно повышать имидж среднего профессионального образования. Должна быть выработана и реализована комплексная государственная программа, ставящая целью существенное уменьшение количества подготавливаемых специалистов с высшим образованием при обязательном повышении его качества и увеличение количества специалистов со средним профессиональным образованием.

Ранее многократно на разных уровнях высказывалась идея передать большинство вузов из федерального подчинения в подчинение субъектов Федерации, и это имеет смысл. Ведь большинство вузов осуществляет подготовку специалистов преимущественно для конкретного региона. Так почему они должны управляться из Москвы? В регионе можно точнее определить потребности региональной экономики.

Рабочий приоритет

Представители сферы бизнеса также поддержали идею смены приоритетов в сторону рабочих специальностей. Анатолий Евсейчев, руководитель ТРО "Ассоциация молодых предпринимателей России", убежден, что именно отсутствие регулирования количества выпускников, популяризация высшей школы и преференции этим учебным заведениям привели нас к этому перекосу. Стоит активизировать работу образования по направлениям прикладного бакалавриата и частично передать его в систему СПО. Конечно, это будет ударом по высшей школе, но зато создаст площадку для развития качественной конкуренции в образовании. Даст возможность высшей школе начать активно развиваться и искать себе новые "точки применения".

Также стоит уже сегодня начать вести системную работу органов государственной власти и предпринимательского сообщества по популяризации СПО, чтобы выбраться из сегодняшнего кризиса кадров.

Дмитрий Коновалов, заместитель главы администрации Котовска, считает, что корень проблемы, в том числе, в неразвитости кооперационных связей между учебными заведениями и предприятиями. Дуальная модель обучения, о которой говорилось выше, далеко не новая и проверенная временем, но сегодня она пока работает слабо. В этом направлении есть поле для деятельности и образовательных учреждений, и бизнеса. Не стоит ждать от системы образования полностью готового продукта в виде идеального специалиста для конкретного производства. Такой специалист может быть подготовлен только при тесном взаимодействии всех участников этого процесса. Тем более что и заинтересованы в результате абсолютно все стороны.

Итог работе круглого стола подвел президент фонда "Собиз Инвест" Виталий Вутнанс. Он сообщил, что по его итогам фонд выработает рекомендации и направит их в различные органы государственной власти.

- Хотелось бы выразить слова благодарности за участие в работе круглого стола, за понимание поднятых проблем, за готовность к активному взаимодействию для их решения первому заместителю председателя Тамбовской городской Думы Марине Алексеевне Подгорновой, - отметил Виталий Владимирович.

Маргарита Светлова

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер