Газета №8 (1032), 20 февраля 2016
Перейти к номеру

И молодой, и ранний

20 февраля 2016, 16:34 Прочитали 740 раз
Что должны знать родители о раннем развитии современных детей?
Дети с маленького возраста интересуются многим. Им хочется побывать везде и всюду. Многие уже в возрасте трех лет с уверенностью говорят: "Я буду врачом!" Кто-то хочет стать актером, кто-то - космонавтом. Что же влияет на то, каким ребенок будет, когда вырастет? И какова роль родителей в становлении личности их детей?

Талантливый ребенок

Ольга Семибратова решила отдать дочку в Центр психолого-медико-социального сопровождения "Возрождение" с года и четырех месяцев. Маленькая Саша под наблюдением мамы здесь лепила, играла, мастерила, рисовала. Она очень активна, поэтому в числе прочего занимается по специальной опережающей программе. Саша посещает кружок раннего обучения чтению по методике Зайцева. Мама трехлетней девочки уверена - в школу Саша пойдет с большим интеллектуальным багажом и отличной подготовкой. Здесь важно и взаимодействие с другими ребятами из группы, поскольку это сильно влияет на ребенка.

Начинаем с рождения

В две недели от рождения у малыша начинает фиксироваться взгляд. Затем он начинает следить за предметами. К возрасту двух месяцев младенец держит голову, улыбается. К четырем месяцам он должен уметь переворачиваться. В этом возрасте малыш осознанно выражает свои эмоции - нравится ли ему что-либо или нет. Он хорошо концентрируется, когда его берешь за ручки, подтягивается. В шесть месяцев новорожденный узнает мать. Как правило, с шести до восьми месяцев у него прорезаются зубы. В это же время он пытается сидеть. В восемь месяцев появляются первые зубки. В это время нужно обязательно приучать ребенка к жеванию. В девять месяцев он хорошо стоит. К двенадцати месяцам малыш обычно имеет полный набор зубов и должен уже к этому времени пойти.

- Человек получает до трехлетнего возраста пятьдесят процентов жизненно необходимых знаний. Больше всего информации он усваивает на первом году жизни. Условия, в которых растет ребенок, конечно же, скажутся на его дальнейшем развитии. Но воспитание играет хоть и существенную, но далеко не главную роль. В основе модели поведения, умственных способностей, физического развития лежит генетика. От нее на девяносто процентов зависит то, каким будет человек, - поясняет врач Тамбовской областной детской больницы Татьяна Потапова. - Если у ребенка нет каких-то данных, то сделать из него, положим, спортсмена, не получится, сколько к этому ни прилагай усилий.

Родители должны следовать рекомендациям врача, у которого новорожденный наблюдается от рождения и до года каждый месяц. Специалисты следят за программой развития - успевает ли ребенок за ней, нет ли каких-то отклонений. Если врач обнаруживает отклонения, то сразу же дает родителям рекомендации, как с ними справляться.

Для каждого возраста должны быть определенные игрушки. В два-три месяца, например, когда развивается слуховой аппарат, малыш прислушивается к тому, что звонко гремит, нужны одни предметы. В шесть месяцев игрушки должны быть уже другими.

- Если ребенок не проявляет особенного желания, не нужно заставлять его решать, скажем, в три года математические задачи или заниматься чтением. Все должно идти своим чередом. Иначе у детей могут начаться неврозы или срывы адаптационных механизмов, - объясняет Татьяна Потапова.

Выход «в люди»

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых.

- Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, когда он начинает развиваться. Причем малыш начинает развиваться раньше, чем развивался бы, если бы с ним никто и ничем не занимался! Это и можно назвать "ранним развитием" ребенка, - рассказывает психолог детского сада №48 "Пчелка" Елена Булгакова. - Правда, многие ученые настаивают на том, что такое развитие - не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик.

Ребенок рождается с огромным потенциалом, большим, чем мы можем себе представить. К примеру, у новорожденного на триста процентов больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области и полушария связаны друг с другом. Практически все клетки связаны между собой, и когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают его, по его нервным волокнам бегут электрические импульсы, делая связи между нейронами более прочными. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочниться, исчезают бесследно, и большая часть нервных клеток, которая осталась без связей с другими нейронами, отмирает. Таким образом, то, что мы не используем, мы теряем. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Раннее развитие - это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств, среда, в которой малыш живет. Это неограниченная физическая активность, "подкрепляемая" оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, быть более ловким, сильным, крепким, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей. Ведь в продаже такое встретить сложно.

- В раннем развитии самое главное - не ставить себе цели воспитать гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим - испортить характер малыша, - отмечает Елена Булгакова.

Важно заинтересовать

Интерес - самый лучший стимул для развивающих занятий с ребенком. Он помогает детям расти по-настоящему творческими личностями и дает им возможность получать радость от интеллектуальных заданий. Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от времени и практики. Если какое-то упражнение не получается, его можно отложить, а ребенку предложить более легкий вариант. И самое главное - излишне не беспокойтесь, если результаты не соответствуют вашим ожиданиям. Будьте терпеливы, не спешите, но при этом постарайтесь понять, по какой причине ребенок не справляется с предложенным заданием.

Если он устал или то, чему пытаются его научить слишком сложно для него, у ребенка может пропасть интерес к занятиям. Если же взрослый заставит ребенка заниматься против его желания, то и результаты будут невысоки, и, что хуже всего, у ребенка появится отвращение к занятиям.

Необходимо чаще хвалить детей. За что - вы обязательно найдете. Ребенку необходимо дать почувствовать уверенность в своих силах.

Развивающее взаимодействие - это взаимодействие высокого уровня. Для успешного взаимодействия необходимо внимательно присматриваться к особенностям, способностям и интересам ребенка.

Подведем итоги

Психолог Елена Булгакова подчеркивает, что раннее развитие может быть нужным и полезным исключительно при условии всестороннего развития, включающего не только обучение, но и формирование отношений между родителями и ребенком. На примере этих отношений ребенок смоделирует систему взаимодействия с миром на всю дальнейшую жизнь.

В основе раннего развития - стимулирование познавательной активности. Но это не метод выращивания гения, а возможность получить эмоциональное и физическое удовлетворение от соприкосновения с окружающим миром в безопасных условиях, при поддержке матери. Только родители, умеющие принять и успехи, и неудачи ребенка, смогут дать ему ощущение безопасности и стимул к дальнейшему познанию.

Здесь мама не фанатично преследует цель добиться высоких результатов, а также получает удовольствие от самого процесса общения с ребенком, заново открывая для себя мир его глазами.

Опыт, полученный в результате такой совместной деятельности, такого стиля общения, и есть наиболее ценное достижение раннего развития ребенка.

Нет общих для всех рекомендаций, как должно проходить раннее развитие ребенка, помогающее ему развиваться быстрее, чем он мог бы без занятий. Ориентирами могут служить заинтересованность самого ребенка, его эмоциональный настрой. А для родителей это эмоциональный настрой на ребенка, позволяющий проводить такие занятия с самого рождения.

Главное в этих занятиях - не переступить опасную грань, когда они проводятся не ради ребенка, а ради достижения результатов. У каждого малыша свои сроки развития, и только следуя за его возможностями, можно извлечь пользу из такого обучения.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер