Газета №5 (1029), 2 февраля 2016
Перейти к номеру

Предупрежден - значит, вооружен

2 февраля 2016, 12:48 Прочитали 795 раз
Стать жертвой преступления может каждый, но далеко не все знают, что в этом случае следует делать
Люди, к сожалению, не застрахованы от преступлений. Но как себя вести в случаях, когда становишься жертвой правонарушителя? Куда бежать и какие шаги предпринимать? Безусловно, любой попавший в беду человек получит помощь и поддержку в органах внутренних дел, однако обращения с сообщениями о преступлениях имеют ряд особенностей, знание которых поможет вам отстоять свои законные интересы в случае возникновения спорных ситуаций. О том, что делать жертвам правонарушений, сегодня нашим читателям рассказывает начальник штаба УМВД России по Тамбовской области Дмитрий Сухов.

К кому обратиться?

Существует определенный порядок регистрации сообщений о правонарушениях граждан, обратившихся в орган внутренних дел.

Важно: прием заявлений и сообщений о происшествиях дежурной частью органов внутренних дел осуществляется круглосуточно.

Заявление можно принести лично. Передать через кого-нибудь, направить по почте, сообщить по телефону "02" или "102" с сотовых телефонов.

О нарушениях правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествиях можно сообщить по телефону: 53-40-67.

Кроме того, можно сообщить о происшествии по Интернету на сайте www.gosuslugi.ru.

Однако необходимо учитывать, что все сообщения не анонимные, т.е. в них должны содержаться сведения о заявителе.

Можно сообщить о преступлении и просто сотруднику полиции, например, участковому уполномоченному, который обязан зафиксировать все сведения и передать эту информацию в дежурную часть. Поступившие сообщения незамедлительно регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях. Если заявление поступило в дежурную часть органов внутренних дел при личном обращении гражданина, то дежурный обязан выдать заявителю талон-уведомление о принятом сообщении с указанием регистрационного номера и всех необходимых реквизитов. Получение гражданином талона-уведомления гарантирует регистрацию сообщения и рассмотрение его в законном порядке.

Отказ сотрудника полиции от выдачи данного документа при получении сообщения о происшествии в дежурной части органа внутренних дел - серьезное нарушение.

Стоит отметить, что во всех административных зданиях органов внутренних дел для разъяснения гражданам их прав, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах размещены:

• соответствующие выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ и внутриведомственных приказов;

• указаны номера телефонов и местонахождение должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с отказом в приеме сообщений о происшествиях.

Обжаловать действия сотрудников по приему и регистрации сообщений о происшествиях можно лично или по почте у руководителя органов внутренних дел.

Что же следует указать в заявлении и как действовать, если человек обращается в полицию не по телефону, а лично?

• В тексте самого заявления нужно подробно описать обстоятельства происшедшего.

• Писать нужно только факты и избегать своих оценок произошедшего.

• Обязательно должно быть указано, если, конечно, это возможно, точное место, где это произошло, и по возможности точное время происшествия.

• Также необходимо указать, какой вред причинен преступлением. Вред может быть материальным - тогда надо перечислить, что именно похищено, повреждено, указать примерный размер ущерба. Вред может быть физическим. В этом случае нужно написать, от каких именно действий пострадало ваше здоровье.

• Если был нанесен удар, то куда именно, если преступник применял предмет, то какой и где остались следы: синяки, ссадины, обращались ли вы за медицинской помощью, была ли она оказана, лечились ли вы или продолжаете лечиться в настоящее время. Даже если сведения о причиненных повреждениях кажутся вам интимными, необходимо их указать.

• Можно упомянуть и о потраченных на лечение средствах. Если ваше здоровье и ваше имущество не пострадали, это не значит, что вы не потерпевший. Вред может быть моральным - укажите, какие переживания вы испытывали.

• Письменное заявление о преступлении должно быть подписано непосредственно заявителем.

При приеме заявлений сотрудники дежурных частей предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Дмитрий Сухов: "В прошлом году за ложный донос к уголовной ответственности были привлечены 47 граждан. Все они сообщили о якобы совершенном в отношении них преступлении по телефону, а после проведения проверки были разоблачены и наказаны в соответствии с законодательством".

Как себя вести, если отказали в приеме заявления?

Даже если вам доходчиво объяснили, почему от вас не хотят принимать заявление, это не значит, что больше некуда идти. По закону вы имеете право обжаловать отказ в приеме сообщения о преступлении прокурору или в суд.

Обжаловать отказ можно в приеме заявления и должностным лицам органов внутренних дел. Кстати, при обжаловании отказа должностным лицам вы быстрее будете восстановлены в ваших правах. Для этого необходимо всего лишь написать письменную жалобу на действия или бездействие сотрудника, отказавшего вам в приеме заявления.

Данную жалобу следует отдать в дежурную часть, где ее обязаны принять, зарегистрировать и выдать талон-уведомление о приеме заявления. Здесь же в дежурной части можно потребовать встретиться с кем-либо из руководителей органа внутренних дел. При этом нужно помнить, что нет никаких законных оснований для отказа сотрудника дежурной части в приеме любого заявления.

В каждом из отделов полиции в фойе установлен прямой телефон, по которому незамедлительно можно обжаловать действия сотрудника полиции, в том числе и отказ в приеме заявления. Несомненно, это положительно сказывается на полноте регистрации поступающих заявлений о происшествиях.

Итак, заявление принято. Что делать дальше и как узнать о результатах рассмотрения?

Согласно российскому законодательству, решение по результатам рассмотрения заявления о преступлении должно быть принято в течение трех дней. Этот срок может быть продлен до 10 дней. При необходимости производства различного рода специальных исследований этот срок может быть продлен до 30 суток.

Информация о решении по сообщению о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю. Если вас не уведомили о принятом решении, то вы можете обратиться с жалобой в обычном порядке по почте или в ходе личного приема у руководителя органа внутренних дел. Если вы получили сообщение о том, что в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении отказано, и вы не согласны с этим решением, то его можно обжаловать руководству органа внутренних дел, в прокуратуру или в суд.

Как себя вести, если против вас совершено преступление? И чего ни в коем случае нельзя делать?

Первое и самое важное в данный момент - необходимо убедиться, что вам ничего не угрожает. Преследовать преступников или пытаться их задержать можно только, если есть соответствующие навыки. Для человека, попавшего в беду, важнее обеспечить свою безопасность и, если нужно, как можно быстрее получить медицинскую помощь.

Затем нужно незамедлительно сообщить о случившемся в полицию по телефону "02" или "102" с сотового телефона, а если нужна экстренная медицинская помощь, то необходимо вызвать "скорую" или сообщить об этом сотруднику полиции.

Очень важно сохранить место происшествия до прибытия сотрудников полиции в том виде, в каком оно осталось после совершения преступления, даже если оно кажется неприглядным. Не следует трогать не только следы, оставленные преступниками, но и вообще не нарушать обстановку места происшествия. Если у вас с преступником был контакт, то ваша одежда и личные вещи тоже являются частью обстановки места происшествия. Не приводите одежду в порядок до приезда полиции, особенно если она повреждена или испачкана в результате преступления. Это очень важно для скорейшей поимки преступников.

Ну и, конечно, вам необходимо постараться успокоиться и все подробно сообщить сотрудникам следственно-оперативной группы. Четкое и ясное объяснение, которое вы дадите полицейским, очень важно при расследовании и раскрытии преступления, так как только вы являлись главным, а иногда и единственным его очевидцем.

По какому из телефонов лучше обратиться, чтобы как можно быстрее получить помощь полиции?

Лучше обратиться по телефону "02", независимо от того, где и что произошло: кража, избиение или, например, мошенничество. Оперативность реагирования на сообщения о происшествии, на практике, не связана с тем, по какому телефону вы обратились в орган внутренних дел. Поступившее именно в дежурную часть сообщение о происшествии позволит сотрудникам органов внутренних дел наиболее профессионально оценить случившиеся, организовать выезд на место происшествия и проконтролировать результаты работы полицейских.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер