Газета №52-1 (1024-1025), 29 декабря 2015
Перейти к номеру

Школа завтрашнего дня

29 декабря 2015, 16:09 Прочитали 832 раза
На Тамбовщине создаются новые модели современной школы
Глава администрации Тамбовской области Александр Никитин выступил с докладом на заседании Государственного совета России. Встреча на высшем уровне проходила в Большом Кремлевском дворце. Участники заседания Госсовета обсуждали механизмы совершенствования системы общего образования.

Александр Никитин в своем выступлении выделил два, на его взгляд, наиболее актуальных направления в развитии системы общего образования и поделился региональным опытом. Первое: школа должна взять на себя ответственность за выбор каждым молодым человеком своей профессии, и второе: нужно создавать новые модели образовательных организаций - современных и экономически обоснованных. Что касается первой задачи, то ее можно решать только совместно с системой профессионального образования и реальным сектором экономики, отметил губернатор и рассказал о ситуации на Тамбовщине.

- Экономический профиль нашего региона - сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, - обосновал свою мысль Александр Никитин. - Именно здесь создается большая часть валового регионального продукта. Вот почему мы построили две школы и завершаем строительство третьей сельской школы, в которых реализуются образовательные программы агротехнологической направленности.

На базе этих учебных заведений открыты колледж-классы и университетские классы, поэтому выпускники имеют не только аттестат о среднем образовании, но и свидетельство о профессиональной подготовке по рабочим профессиям. Профильные образовательные программы реализуются специалистами Мичуринского государственного аграрного университета и профессиональных колледжей. Причем дистанционные технологии позволили включить в эту работу учащихся из 58 сельских и городских школ. Это ребята, которые интересуются вопросами молекулярной генетики, биотехнологии, ландшафтной архитектуры, производства продуктов здорового питания. В работе активно участвуют будущие работодатели - компании "Русагро", "АБС", "Корнев-групп", которые уже сейчас помогают в оснащении школ, предоставляют места для практики, поощряют достижения школьников. Этот опыт был положительно оценен представителями более чем семидесяти регионов России в ходе Второго общероссийского съезда сельских учителей.

Что касается второй задачи, то, по мнению руководителя Тамбовской области, в рамках программы правительства по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ необходимо создавать новые модели образовательных организаций.

- Сегодня многие институты, компании, издательства разрабатывают комплексные решения по оборудованию школ, - сказал Александр Никитин. - Однако мы должны понимать, насколько экономически обосновано создание новой инфраструктуры, если школа организована по традиционному принципу. В этом случае дорогостоящее оборудование будет работать не с полной отдачей. Кроме того, встанет вопрос кадрового дефицита. Поэтому идет речь о создании новых моделей организаций.

Например, в Тамбове два года назад был полностью переоборудован межшкольный учебный комбинат, на базе которого теперь действует ресурсный центр, реализующий программы инженерно-технологического профиля и молодежного инновационного творчества. Сейчас он принимает три-пять тысяч школьников в год.

Еще одна модель, рассчитанная на городскую местность, - это крупные образовательные кампусы, построенные по принципу школ-ступеней и рассчитанные на обучение от двух до пяти тысяч школьников. Тамбовщина вошла в число победителей конкурса "Школы Сколково", и регион уже приступил к строительству такого комплекса. Для сельской местности свою эффективность доказала модель школы, работающей в формате социокультурного комплекса. Такие проекты в области тоже успешно реализуются.

Дальнейшая деятельность в этом направлении, уточнил губернатор, требует внесения изменений в реестр типовой проектной документации, формируемой Минстроем России, и в государственные укрупненные цены строительства.

- Мы сделаем школу современной, интересной для детей, развивающей способность решать жизненные задачи в реальных условиях, воспитывающей любовь к своему краю и своему Отечеству, - заверил Александр Никитин, завершая свое выступление.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

Комментарии

Евгений Матушкин, председатель Тамбовской областной Думы:

- Заседание Госсовета под председательством В.В. Путина было посвящено актуальным вопросам общего образования. В выступлении губернатора области А.В. Никитина на заседании Госсовета четко сочетается анализ сегодняшнего положения дел в образовании и те задачи, которые жизнь ставит перед школой. Нельзя не согласиться с главной мыслью, высказанной лидером Тамбовщины, - без новых моделей образовательных организаций невозможно выстроить школу, отвечающую все возрастающим требованиям времени.

И в нашей области есть такие примеры - современные школы с агротехническим уклоном, позволяющие ученикам не просто приобрести знания по отдельным предметам, а дополнительно получить навыки и умения, которые, без сомнения, пригодятся при работе в агропромышленном комплексе. Такие подходы позволяют начать со школьной скамьи готовить кадры для регионального АПК, которое находится на подъеме, но и обеспечить на перспективу работой сельчан. Меняющиеся технологии диктуют необходимость подготовки не просто трактористов или доярок, а людей, способных управлять умными механизмами. И начинать готовить такие кадры надо уже со школьной скамьи.

В своем выступлении Александр Валерьевич отметил, что свою эффективность доказали школы, работающие в формате социокультурных комплексов, и необходимо на законодательном уровне решить вопросы строительства таких комплексов. Думаю, государственные подходы, которые показал Александр Валерьевич в ходе своего выступления на заседании Госсовета, необходимы нашей стране в нынешних непростых экономических условиях.

Владислав Юрьев, первый заместитель председателя Тамбовской областной Думы:

- Я полностью согласен с губернатором, что нам необходимо создавать сегодня новые модели образовательных организаций. И, без сомнения, они должны быть экономически обоснованными. Для примера можно привести Тамбовский ресурсный центр, реализующий программы инженерно-технологического профиля и молодежного инновационного творчества. Эффективным образовательным, научным и социально-воспитательным институтом могут стать и образовательные кампусы, выстроенные по принципу школ-ступеней. Александр Валерьевич подчеркнул, что Тамбовская область вошла в число победителей конкурса "Школы Сколково", и регион уже приступил к строительству такого комплекса. Именно здесь должны быть реализованы самые новаторские и эффективные методы многоступенчатого образовательного процесса в нашем регионе.

Я считаю, что Александр Валерьевич Никитин четко и ясно изложил свою позицию по ряду важных вопросов, связанных с образованием на Тамбовщине, и сумел донести позицию области до Госсовета.

Юрий Рогачев, Глава города Тамбова:

- Сегодня как никогда актуальна позиция губернатора Тамбовской области Александра Валерьевича Никитина относительно муниципальной системы образования, которая прозвучала в рамках его выступления с докладом на заседании Государственного совета России.

Современная школа должна отвечать потребностям реального времени и новым технологиям. Она должна быть интересной, яркой, способствовать развитию потенциала ученика и тем самым быть первоосновой становления и самореализации в жизни.

Нельзя не согласиться с губернатором, что важно учитывать экономический потенциал региона, как определяющий фактор формирования образовательных программ. Современная школа должна представлять собой модель такого образовательного учреждения, которое способно готовить профессионалов своего дела со школьной скамьи, где ученики будут иметь возможность получить соответствующие навыки и умения, быть востребованными в своем родном городе и быть нашей гордостью.

Виктор Путинцев, председатель Тамбовской городской Думы:

- Современная школа должна формировать личность, обладающую большим багажом знаний и высокими нравственными качествами. На муниципальном уровне вопросам общего образования уделяется большое внимание. Почти половина расходов городского бюджета направляется именно на развитие этой сферы. Ряд тамбовских школ, такие, как лицеи №№6, 14, 29, гимназии №№7,12, школы №№13, 22, 36, неоднократно получали высокую оценку своей деятельности на областном и всероссийском уровне. Они занимают высокие позиции в федеральных рейтингах, их воспитанники становятся победителями и призерами конкурсов и олимпиад.

Однако и Президент, и губернатор сегодня расширяют горизонты развития системы общего образования, и мы, безусловно, должны принять новые задачи как руководство к действию.

Анализируя доклад Александра Валерьевича и материалы заседания Госсовета в целом, хочу выделить две основные мысли, на которые мы должны опираться в своей работе в будущем.

Во-первых, это профессиональная ориентация обучающихся в общеобразовательных организациях. В Тамбове успешно действует современный Межшкольный учебный комбинат "Центр технологического образования", где школьники получают основы профессиональных знаний, готовятся к трудовой деятельности, осваивая специальность уже в школьные годы. Кроме того, в ряде школ внедрена практика создания профилирующих классов, ученики которых наряду с традиционной школьной программой активно постигают азы профессии. Считаю, что следующим этапом в Тамбове может стать совершенствование системы взаимодействия школ города с вузами, предприятиями и учреждениями по вопросам выбора профессии.

Вторым важным моментом является создание новых моделей образовательных организаций, современных и экономически обоснованных. Многие школы города уже стали автономными, получив больше возможностей для формирования образовательной базы с учетом требований времени.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер