Газета №51 (1023), 22 декабря 2015
Перейти к номеру

Школа, родители, область

22 декабря 2015, 15:38 Прочитали 1 383 раза
Трехсторонний диалог успешно наладили на Тамбовщине
Еще несколько лет назад словосочетание "попечительский совет" у большинства ассоциировалось, к примеру, с обществом дам в шелках, которые вяжут салфетки и вышивают платочки для благотворительных базаров. Одним словом, с чем-то малоприменимым к нашему веку. Сегодня же попечительский, управляющий совет - реалия школы, которая идет в ногу со временем.

Школьные решения

Родители, старшеклассники, педагоги, представители муниципалитета, общественные деятели совместными усилиями решают, что нового случится в календаре школьной жизни. Как будет выглядеть школьная форма? Какое меню должно появиться в столовой? Оснащено ли учебное заведение всем необходимым, по мнению родителей и педагогов? И как привлечь средства, чтобы закупить новые маты в спортзал или витрины для школьного музея? Именно управляющий совет способен ответить на эти важные вопросы и найти оптимальный вариант. Когда школой управляют только представители официальной "властной вертикали" - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором - права учеников, родителей, а в ряде случаев и педагогов, могут быть забыты, их просьбы и пожелания - не услышаны. Совет же - орган коллегиальный, а значит, слово каждого будет принято во внимание.

- Грамотная работа управляющего совета приводит к тому, что образовательное учреждение становится привлекательным для детей, открытым для родителей. Управляющий совет - стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник, советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения. С введением государственно-общественного управления родители и социальные партнеры учреждений получили возможность совместно с администрацией утверждать образовательную программу, направления воспитательной работы, участвовать в независимой оценке качества образования, - комментируют в областном управлении образования и науки.

Сам факт наличия работающего управляющего совета создает школе имидж современного образовательного учреждения с демократичным стилем управления. В состав советов могут входить самые разные специалисты - юристы, финансисты, строители, общественники и многие другие. Знания этих людей, которые также заинтересованы в благополучии образовательного учреждения, во многих случаях могут быть очень кстати.

В копилке тамбовских новшеств - собственный онлайн-ресурс "Родительская академия", где мамы и папы могут поделиться опытом школьного менеджмента и получить консультацию специалиста ГОУ. Кроме того, дважды в год проводится школа актива управляющих советов.

К слову, впервые школьный управляющий совет появился в нашей области около десяти лет тому назад, когда еще только заходила речь об уже упомянутом трехстороннем диалоге. За это время тамбовские специалисты приняли участие в российско-британском проекте развития государственно-общественного управления в образовании и других, создали сеть советов по всему региону, поделились опытом с педагогами из четырнадцати субъектов страны.

Учиться жить

Другая сторона государственно-общественного управления в школах - тот факт, что уже со школьной скамьи подросток начинает сотрудничать со "взрослыми" общественными органами, например, с советами территорий, ветеранскими организациями. Ведь задача современного образования - вырастить не наивную институтку, а человека, готового жить в российском обществе, активного и вовлеченного в социальную жизнь. Сосновская СОШ №1 участвует в работе всероссийского портала общественно активных школ, организовывает переписку с общественно активными школами других регионов. Несколько лет назад она в числе других образовательных учреждений стала площадкой для апробации государственно-общественного управления и теперь может поделиться опытом на федеральном уровне.

- Школа как центр реализации социально значимых инициатив предоставляет образовательному учреждению и местным жителям возможность стать участниками разностороннего образования населения, способствовать становлению и развитию российского гражданского общества, - рассказывает директор МБОУ "Сосновская СОШ №1" Наталья Савинкина. - Отмечу, что гражданские экологические инициативы - яркий индикатор того, что волнует общество, для решения каких проблем люди готовы объединяться и действовать.

Так, в этой школе успешно реализуется проект "Сосновские бугры - жемчужина поселка". Вместе со школьниками их родители и другие неравнодушные жители Сосновки сумели благоустроить территорию родного уголка. Скажете "обычный субботник"? Едва ли. Даже не учитывая того, что в субботнике приняли участие около четырехсот сосновцев, мероприятие стало значимым событием в жизни поселка. Так, по его итогам участники подготовили и выпустили серию видеороликов, буклетов, брошюр, статей, школьники набрались опыта для участия в различных экологических конкурсах и олимпиадах. Среди других экологических проектов юных общественников - "Экологическая тропа Весна", "Цветок к цветку, сердце к сердцу".

Еще одно направление деятельности поселковой школы - помощь пожилым людям. Благодаря проекту "Компьютер в каждый дом" сосновские пенсионеры могут освоить интернет-общение. Курсы компьютерной грамотности на базе школы привлекли около семидесяти пожилых людей.

- Они получили возможность изменить свою роль и место в обществе за счет распространения позитивного опыта обучившихся через региональные и федеральные СМИ, - отмечает директор Наталья Савинкина.

Проекты "Живая память поколений", "Одно имя - одна жизнь" также направлены на то, чтобы нынешние дети помнили историю страны, историю области и поселка. Встречи с ветеранами, создание виртуального музея, восстановление поименного списка участников Великой Отечественной войны - во всех мероприятиях самое активное участие приняли именно школьники. По словам Натальи Савинкиной, в год семидесятилетия Победы особенно важно, что удалось достичь "возрождения истинных духовных ценностей жителей Сосновки".

Благие начинания не могли не встретить поддержки у региональной администрации. С 2011 года в нашей области реализуется "Народный проект", в рамках которого администрация области поддерживает наиболее значимые проекты школ. Ежегодно для этих целей выделяются средства областного бюджета.

Опыт - регионам

Работа по развитию государственно-общественного управления начинается уже в детских садах. Так, в дошкольном учреждении "Журавушка" города Мичуринска навыки агробизнес-образования прививаются в буквальном смысле с младых ногтей. Совместно с преподавателями школы и сотрудниками МичГАУ и "ВНИИС им. И.В. Мичурина" педагоги разработали проекты "Юные садоводы", "Огородники", "Друзья цветов", "Мир вокруг нас".

- Мы имеем уникальную возможность познакомиться с процессом создания новых сортов растений. У детей есть возможность не только побывать на опытных садовых участках института, в тепличных комплексах, лабораториях, но и своими глазами увидеть процесс, как из семечка вырастает яблоня, прикоснуться к профессиям ученых селекционеров, агрономов, - рассказывает заведующая Татьяна Лунева.

Выпускники "Журавушки" имеют возможность продолжить агрообразование уже на ступени школы, ну а позже - поступить в вуз по аналогичной специальности. Впрочем, несомненный плюс такого образования - возможность узнать много нового и интересного об окружающем мире.

- Точку в развитии государственно-общественного управления ставить пока рано. Маловероятно, что эта точка когда-либо будет поставлена. ГОУ отвечает современным тенденциям и потребностям российского общества, - отмечает заместитель руководителя Центра развития образования Российской академии образования Дмитрий Метелкин.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер