Газета №44 (1016), 3 ноября 2015
Перейти к номеру

С заботой о бизнесе

3 ноября 2015, 16:21 Прочитали 1 145 раз
В Тамбовской области поддержат субъекты малого и среднего предпринимательства
Законы рынка суровы. Спорить с этим не приходится. Поэтому в современных условиях развития экономики наименее защищенными субъектами бизнеса становятся малые и средние предприятия. Вопросы: как занять свою нишу на рынке, как запомниться покупателю, а главное, как удержаться на плаву в условиях жесткой конкуренции - звучат острее с каждым годом. Сделав ставку на развитие собственного производства, региональная власть столкнулась с проблемой вовлечения малого и среднего бизнеса в этот процесс. Недостаток гибких форм взаимодействия предпринимательства, органов власти и общественных структур подтолкнул к тому, чтобы стимулировать объединения предприятий в кластеры, что позволит им снизить производственные расходы и оптимизировать управленческие издержки.

Сегодня о кластерном развитии говорят всюду. Но что такое кластер? Словарь экономической этимологии дает, пожалуй, самое простое и доступное определение: кластер - группа компаний, которых объединяет территориальное соседство и общность деятельности. При этом организации (предприятия) не только дополняют друг друга, но и усиливают конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Но вопрос в другом: зачем в современных условиях необходимо создавать подобные структуры?

В управлении инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества Тамбовской области поясняют, что кластеризация Тамбовской области - один из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона, обеспечения устойчивых темпов экономического развития.

- На сегодняшний день требуется системная работа по развитию и усилению роли животноводческого и растениеводческого кластеров в структуре экономики региона. Кроме того, требуется усиление интеграции предприятий сферы АПК с научными организациями региона. С целью развития данных интегрированных структур (кластеров) и возникла необходимость создания специализированной структуры - Центр кластерного развития Тамбовской области, - отметили в управлении.

Механизм функционирования

Центр кластерного развития был создан в Тамбовской области год назад. Основное его предназначение заключается в создании условий для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, а также инвесторов. Исторически сложилось так, что Тамбовская область, прежде всего, является аграрным регионом. Поэтому, в первую очередь, были созданы животноводческий и растениеводческий кластеры, объединившие производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Что касается механизма функционирования кластеров, то он достаточно прост. Генеральный директор Центра кластерного развития Тамбовской области Максим Пахомов рассказал, что в Центр может обратиться любое предприятие, относящееся к субъекту малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Далее с предприятием заключается соглашение о сотрудничестве, причем делается это добровольно и на безвозмездной основе, то есть за вступление в кластер организации не платят. После того, как соглашение заключено, предприятию предлагается широкий спектр услуг: разработка инвестиционного проекта, проведение маркетинговых исследований, реклама новой продукции, брендирование, сертификация и декларирование соответствия сельхозпродукции.

- Центр кластерного развития разработал интернет-портал (www.ckrtambov.ru), где входящее в областную кластерную систему предприятие или индивидуальный предприниматель может заявить о себе, разместить информацию о своих товарах и или услугах. Предприятия могут получить как одну услугу, так и несколько, - отмечает Максим Александрович. - Это зависит от их потребностей. Если оказывается одна услуга, то участник кластера получает ее бесплатно. Вторая и последующие услуги предоставляются на условии софинансирования расходов. Если предприниматель только намеревается открыть новое дело и не знает, с чего ему начать, то, обратившись в Центр кластерного развития, он будет окружен заботой, ему легче будет начать свой бизнес.

Несмотря на то, что существует Центр кластерного развития около года, на сегодняшний день он является одним из немногих институтов поддержки предпринимательства в Тамбовской области, который зарекомендовал себя как связующее звено с администрацией региона. С помощью такого инструмента поддержки предприятия, вошедшие в программу, получают консультации по различным вопросам. При поддержке Центра кластерного развития и в результате взаимодействия друг с другом входящие в кластер предприятия могут расширять производство, осваивать новые сферы деятельности, увеличивать сбыт продукции, укреплять свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Им легче будет найти партнеров для успешной реализации проектов.

Значимым проектом как для кластерного развития, так и для региональной экономики в целом является проект ООО "Агрокомбинат Тамбовкрахмал" по строительству завода по производству модифицированного крахмала. Одним из преимуществ проекта является импортозамещение модифицированных крахмалов. Сегодня этот компонент используется для изготовления мясных продуктов, колбас, кетчупов, соусов, майонезов, йогуртов и различных молочных напитков, а также для изготовления тортов, десертов и хлебобулочных изделий.

- Строительство завода является важным звеном внутрикластерной цепочки Центра кластерного развития. Проект объединяет поставщиков сырья, материалов, переработчиков, сбытовые организации, оптовые и розничные предприятия, которые смогут реализовывать данную продукцию. Один из участников кластера - ИП глава КФХ Николай Четырин - является поставщиком сырья, другой - ООО "Хлебное место" - благодаря созданию крупного Логистического центра в Тамбовской области обеспечит реализацию модифицированного крахмала в другие регионы и центры. Таким образом, проект объединит производителей и переработчиков сельхозпродукции, поставщиков.

Специфика и преимущества

Продуктовое эмбарго и западные санкции существенно изменили расстановку приоритетов господдержки. На первый план вышли предприятия агропромышленного сектора. В этом плане деятельность Центра кластерного развития несколько специфична. Главной его особенностью является то, что кластеры имеют сельскохозяйственную направленность.

Сейчас в области насчитывается более трех тысяч сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, крестьянско-фермерских хозяйств. До недавнего времени считалось, что руководители предприятий, находящихся в одной отрасли производства и переработки, знают друг друга, сотрудничают и обмениваются информацией, но, как показал опыт, это далеко не так. Общение на базе нашего Центра, а также в рамках мероприятий, проводимых под эгидой кластеров, способствует выявлению и обсуждению наиболее актуальных проблем АПК, которые возможно решить в результате взаимодействия учреждений образования и науки, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов и производственных предприятий.

Как уже было сказано, участие в кластерах позволяет минимизировать расходы, в том числе по участию в ярмарках и выставках. Зачастую малым и средним предприятиям участие в таких мероприятиях просто не по карманам. Не секрет, что наибольший интерес посетителей ярмарок или выставок вызывает коллективная экспозиция, когда в одном месте представлено сразу несколько видов продукции разных предприятий. При поддержке ЦКР было организовано участие предприятий в трех крупных выставках: Продэкспро 2015, I Всероссийский продовольственный форум, АгроРусь-2015.

Двигатель прогресса

Для эффективной реализации продукции необходимо, чтобы потребители имели хоть малейшее представление о ее существовании, не говоря уже о том, что вопрос продвижения товаров на рынке в особенности для малого бизнеса зачастую становятся камнем преткновения. Тамбовские сельхозбренды, такие, как "Тамбовский бекон", "Тамбовская картошка", "Мичуринские яблоки", известны многим, однако назвать еще какие-либо бренды сможет не каждый. Центр кластерного развития в этой стезе предлагает малому и среднему бизнесу не только услуги по рекламе и брендированию продукции, но и по проведению маркетинговых исследований, дабы предприниматели могли принимать важные управленческие решения, опираясь на данные изучения конъюнктуры рынка.

- Товарный знак - это, прежде всего, защита товара. Зачастую некоторые недобросовестные производители могут реализовывать свою некачественную продукцию, выдавая ее за товар, произведенный под известной маркой. В связи с этим возникают проблемы, которые приводят к судебным разбирательствам. Обезопасить производителя и его продукцию может зарегистрированный товарный знак или торговая марка. В 2014 году при поддержке Центра было разработано 18 брендбуков для 26 предприятий, из них регистрацию торговых марок прошли 8. Благодаря этому на территории Тамбовской области появились такие торговые марки, как "Ласковый теленок", "Твердохлеб", "Бочково", "Тамбовские сады, "Позьмо" и пр.

К слову о последнем бренде. Молочные предприятия Тамбовской области являются участникам животноводческого кластера. Работа по созданию кластера молочного производства ведется по различным направлениям, так Центр поддерживает проект по созданию племенной молочной козьей фермы с конечной переработкой молока "Позьмо". На данном этапе проект прошел одобрение на Межведомственном совете по инвестиционной политике при администрации Тамбовской области для получения субсидии на создание и развитие инфраструктуры. В настоящий момент проект рассматривается банком с целью получения кредитных ресурсов.

В целом же развитие молочной отрасли в регионе является одним из приоритетных направлений экономики, причем не только в условиях импортовытеснения. Центр кластерного развития совместно с управлением сельского хозяйства и рядом малых крестьянско-фермерских хозяйств разрабатывает вопрос создания бренда для мелких фермеров, занятых производством и упаковкой молочной продукции и яйца на территории Тамбовской области. В этом направлении уже проведена работа по созданию бренда для кооператива "Единство".

Среди разработанных Центром внутрикластерных инвестиционных проектов - строительство комплекса по убою и переработке мяса "Уваровский мясоперерабатывающий комбинат", строительство кролиководческой фермы ИП Олега Киреева и пр.

Зона внимания

Основным принципом благополучия граждан, а также условием социально-экономического развития региона является его инновационно-производственная ориентированность. Кластерное развитие в этом плане является своеобразной палочкой-выручалочкой для малого и среднего бизнеса - поддержкой региональных сельхозпроизводителей в условиях конкуренции. Центр кластерного развития показал свою высокую эффективность, его работа была признана успешной экспертами Министерства экономического развития РФ, в связи с чем получен грант на 2015-2016 гг. Опыт его работы перенимают коллеги из других областей, например, Саратовской и Орловской.

- Надеемся, что Центр кластерного развития станет генератором бизнес-идей, сможет поддержать инициативы создания проектов, направленных на поддержание и развитие сельского хозяйства Тамбовской области, - подытожил Максим Пахомов.

Комментарии

Александр Ганов, первый заместитель главы администрации области:

- Кластеры - это один из инструментов в повышении инвестиционной привлекательности региона. Не ключевой, но важный. Как кирпичик, который в определенных сферах поддерживает процесс инвестиционной деятельности. В свою очередь, Центр кластерного развития Тамбовской области способствует фирмам и учреждениям, объединенным под его эгидой, оформлять бизнес-планы для кредитных организаций, разрабатывать бренды, стратегии продвижения новых продуктов на рынок и многое другое. В современной экономической ситуации налаженные цепочки контактов между участниками кластеров помогают им более уверенно стоять на ногах, взаимодействовать с другими организациями по межотраслевому принципу.

Дмитрий Бочков, индивидуальный предприниматель, глава крестьянского фермерского хозяйства:

- Основное направление моей деятельности - это выращивание плодовых и ягодных культур. У меня 8 гектаров интенсивного яблоневого сада, который был заложен в этом году, и 1,5 гектара малиновой плантации.

Интенсивным садоводством я увлекся во Франции, где полгода проходил производственную практику после окончания МичГАУ. На 8 гектарах у меня растут 13 тысяч яблонь, тогда как «нормальный сад» - около 2 тысяч деревьев на 5 гектаров. Такая форма посадки предполагает усиленный уход за растениями: орошение, регулярный полив…

Кроме плодовых и ягодных, я занимаюсь зерновыми и техническими культурами. Сажаю горох и подсолнечник, а также ячмень и пшеницу.

Центр кластерного развития помог мне брендировать мою продукцию. Его специалисты разработали для моего КФХ товарный знак «Бочково», выделили деньги на регистрацию. Кроме того, были изготовлены рекламные материалы, визитки, фирменные бланки, буклеты и этикетки с логотипом, которые я теперь буду наклеивать на ящики с малиной и яблоками.

Товарный знак - это защита моего товара. Сейчас, если кто-то будет торговать под моим брендом, я могу обратиться в суд, чтобы этот человек не позорил мое имя. Раньше такие случаи были, но я ничего поделать не мог.

Получение своего бренда облегчило мне реализацию товаров. Раньше работать с супермаркетами было очень трудно: приходилось развозить фрукты маленькими партиями и на каждую выписывать целый пакет документов. Сейчас же мне удалось договориться с сетью «Магнит». Мне сказали, что достаточно привезти мою продукцию в распределительный центр, а дальше они уже сами распределят по магазинам.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер