Более подробно сложившуюся ситуацию прокомментировал в интервью руководителю пресс-службы фонда "Собиз Инвест" Ксении Абрамовой директор Тамбовского филиала РАНХиГС при Президенте РФ профессор Алексей Ильин, присутствовавший на упомянутом заседании комитета областной Думы:
- Надо четко понимать, что никакого скачка стоимости обучения не последует, государство как регулятор, за этим внимательно следит. Есть коэффициент, на который плата может быть повышена в рамках инфляции. Это предусмотрено во всех договорах, но не более. Никакого кратного уменьшения цен на образование тоже не будет, потому что ценовой рынок в Тамбовской области уже сложился. Речь идет лишь о выравнивании цен. Главное в этом вопросе, что все руководители понимают: такого большого разброса цен быть не должно. Все мы заинтересованы в том, чтобы образовательное пространство Тамбовской области регулировалось на основе взаимопонимания. Нормативные акты важны и нужны, к ним надо прислушиваться, но не региональные нормативные акты регулируют данный процесс.
На сегодня четыре вуза - ТГУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ, Тамбовский филиал РАНХиГС, МичГАУ - считаются основными федеральными государственными учебными заведениями в области. Проблема в том, что в подчинении Минобрнауки находятся лишь два из них: ТГУ и ТГТУ. А значит, приказ о минимальной плате за обучение распространяется только на эти вузы. РАНХиГС подчиняется Правительству РФ, а МичГАУ - Министерству сельского хозяйства. И если филиал РАНХиГС, как следует из слов его руководителя, готов придерживаться нормативов Минобрнауки, то у МичГАУ своя позиция. Калькуляция стоимости обучения у Минсельхоза существенно ниже, чем у Минобрнауки, поэтому цены отличаются. Эта разница очень заметна для заочной формы обучения. По очной форме цены находятся примерно на одинаковом уровне.
- Речь идет о том, что один из государственных вузов выпадает из сложившейся общей ценовой политики. В Мичуринском государственном аграрном университете своя специфика, и они ее аргументируют. Во всех вузах одинаковая стоимость, конечно, не должна быть, но она должна базироваться на определенных основополагающих вещах, - подчеркнул Алексей Юрьевич.
Пожалуй, мотивы выработки единой ценовой политики в вузах области понятны. Нужно признать, что они достаточно веские, поскольку необоснованное занижение стоимости обучения - демпинг - отрицательно сказывается на его качестве. И, тем не менее, к вопросу о регулировании цен и тарифов всегда нужно подходить взвешенно. Наш фонд содействия бизнесу неоднократно высказывался против искусственного ценового регулирования, не предусмотренного действующим законодательством. Например, мы возражали против "замораживания" цен на основные продовольственные товары в крупных торговых сетях, доказывая, что оно пойдет во вред и потребителям, и местным предпринимателям. Подробности этой истории вы можете найти на нашем сайте sobiz-fond.ru.
И в данном случае вопросы остаются. Так, не совсем ясно, насколько добровольной станет для руководителей вузов участие в разрабатываемой единой ценовой политике. Более того, в проведении такой политики можно усмотреть ограничение конкуренции на рынке образовательных услуг, что является ущемлением прав как представителей бизнеса (а к ним здесь можно отнести и руководителей государственных вузов, оказывающих платные услуги), так и потребителей образовательных услуг - студентов и их родителей. И это не преувеличение. Федеральный закон "О защите конкуренции" прямо запрещает соглашения или согласованные действия, которые могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен и тарифов.
Поэтому нам хотелось бы, чтобы, осуществляя в том или ином виде регулирование цен на обучение, органы власти руководствовались принципом "не навреди".
Павел Плотников, эксперт фонда «Собиз Инвест», кандидат физико-математических наук, доцент