Газета №43 (1015), 27 октября 2015
Перейти к номеру

Единая ценовая политика?

27 октября 2015, 16:02 Прочитали 636 раз
Комитет по науке, образованию и культуре Тамбовской областной Думы и представители ведущих вузов обсудили единую ценовую политику в сфере оказания образовательных услуг
Как сообщает сайт областной Думы, на заседании комитета было отмечено, что некоторые вузы занижают цены на свои образовательные программы, причем делая их не только ниже цен своих конкурентов, но и ниже предельного уровня, установленного Министерством образования и науки РФ. Предполагается, что комитет рекомендует руководителям государственных и негосударственных вузов при формировании цен на платные образовательные услуги придерживаться определенных нормативов и не опускать цену ниже некоторой стартовой черты. Попробуем разобраться в этом вопросе. Недавно Минобрнауки издало приказ, согласно которому подчиненные Министерству вузы не вправе оказывать платные образовательные услуги по ценам ниже тех нормативов, по которым государство финансирует обучение на бюджетной основе. Эти нормативы и есть стартовая черта. Намерения Министерства ясны. Расходы на обучение в расчете на одно место по одной специальности одинаковы, независимо от того, бюджетное оно или платное. Но если за бюджетника государство платит больше, чем студент-внебюджетник платит за себя, то это означает, что часть затрат на обучение последнего компенсируется за счет государства. Этого Министерство намерено впредь не допускать.

Более подробно сложившуюся ситуацию прокомментировал в интервью руководителю пресс-службы фонда "Собиз Инвест" Ксении Абрамовой директор Тамбовского филиала РАНХиГС при Президенте РФ профессор Алексей Ильин, присутствовавший на упомянутом заседании комитета областной Думы:

- Надо четко понимать, что никакого скачка стоимости обучения не последует, государство как регулятор, за этим внимательно следит. Есть коэффициент, на который плата может быть повышена в рамках инфляции. Это предусмотрено во всех договорах, но не более. Никакого кратного уменьшения цен на образование тоже не будет, потому что ценовой рынок в Тамбовской области уже сложился. Речь идет лишь о выравнивании цен. Главное в этом вопросе, что все руководители понимают: такого большого разброса цен быть не должно. Все мы заинтересованы в том, чтобы образовательное пространство Тамбовской области регулировалось на основе взаимопонимания. Нормативные акты важны и нужны, к ним надо прислушиваться, но не региональные нормативные акты регулируют данный процесс.

На сегодня четыре вуза - ТГУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ, Тамбовский филиал РАНХиГС, МичГАУ - считаются основными федеральными государственными учебными заведениями в области. Проблема в том, что в подчинении Минобрнауки находятся лишь два из них: ТГУ и ТГТУ. А значит, приказ о минимальной плате за обучение распространяется только на эти вузы. РАНХиГС подчиняется Правительству РФ, а МичГАУ - Министерству сельского хозяйства. И если филиал РАНХиГС, как следует из слов его руководителя, готов придерживаться нормативов Минобрнауки, то у МичГАУ своя позиция. Калькуляция стоимости обучения у Минсельхоза существенно ниже, чем у Минобрнауки, поэтому цены отличаются. Эта разница очень заметна для заочной формы обучения. По очной форме цены находятся примерно на одинаковом уровне.

- Речь идет о том, что один из государственных вузов выпадает из сложившейся общей ценовой политики. В Мичуринском государственном аграрном университете своя специфика, и они ее аргументируют. Во всех вузах одинаковая стоимость, конечно, не должна быть, но она должна базироваться на определенных основополагающих вещах, - подчеркнул Алексей Юрьевич.

Пожалуй, мотивы выработки единой ценовой политики в вузах области понятны. Нужно признать, что они достаточно веские, поскольку необоснованное занижение стоимости обучения - демпинг - отрицательно сказывается на его качестве. И, тем не менее, к вопросу о регулировании цен и тарифов всегда нужно подходить взвешенно. Наш фонд содействия бизнесу неоднократно высказывался против искусственного ценового регулирования, не предусмотренного действующим законодательством. Например, мы возражали против "замораживания" цен на основные продовольственные товары в крупных торговых сетях, доказывая, что оно пойдет во вред и потребителям, и местным предпринимателям. Подробности этой истории вы можете найти на нашем сайте sobiz-fond.ru.

И в данном случае вопросы остаются. Так, не совсем ясно, насколько добровольной станет для руководителей вузов участие в разрабатываемой единой ценовой политике. Более того, в проведении такой политики можно усмотреть ограничение конкуренции на рынке образовательных услуг, что является ущемлением прав как представителей бизнеса (а к ним здесь можно отнести и руководителей государственных вузов, оказывающих платные услуги), так и потребителей образовательных услуг - студентов и их родителей. И это не преувеличение. Федеральный закон "О защите конкуренции" прямо запрещает соглашения или согласованные действия, которые могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен и тарифов.

Поэтому нам хотелось бы, чтобы, осуществляя в том или ином виде регулирование цен на обучение, органы власти руководствовались принципом "не навреди".

Павел Плотников, эксперт фонда «Собиз Инвест», кандидат физико-математических наук, доцент

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер