Газета №40 (1012), 6 октября 2015
Перейти к номеру

За агрессию накажут

6 октября 2015, 17:26 Прочитали 760 раз
Опасное вождение может послужить причиной лишения прав
- Да мы и за десять доедем! - с такими словами встретил меня водитель такси, когда я сообщила, что на путь до места назначения у меня не более сорока минут.

Эти десять минут я с содроганием вспоминаю по сей день. Метания по трем полосам, пересечение перекрестков на красный, мимолетные заезды на встречку и автобус, от которого таксист чудом увернулся в последний момент. Прибавить к этому еще презрительные выпады в сторону осторожничающих дам, которые не давали лихачу сорваться с места при мигающем желтом. Одним словом, выйдя из машины, я проверила голову на наличие седых волос и трясущимися руками удалила номер этого такси из телефонной книги.

Мелкие нарушения, которыми грешат "опытные" водители, нередко приводят к серьезным авариям. Ввести в заблуждение других участников движения и "выйти сухим из воды" - не такая уж и редкость на российских дорогах.

- В первую аварию я попал, будучи водителем с полугодовым стажем, - рассказывает автолюбитель Дмитрий Б. - Ехал в городе, при достаточно плотном движении, когда в небольшой зазор между мной и машиной впереди влетела иномарка. Мне пришлось срочно затормозить. Как результат: в меня врезалась машина сзади. К сожалению, видеорегистратора тогда не было, номер я не запомнил. Вину признали за мной.

Доездились

На днях премьер-министр Дмитрий Медведев предложил нескольким ведомствам определить термин "опасное вождение" и разработать меры наказания. В будущем агрессивное вождение планируется официально признать нарушением правил дорожного движения.

Некоторые госструктуры уже высказались за ужесточение наказания. К примеру, от транспортного департамента столицы прозвучало предложение не только внести понятие "умышленное создание водителями опасности для движения, выразившееся в неоднократном нарушении требований ПДД", но и назначить серьезное наказание по данной статье. Водителей хотят наказывать лишением прав на срок от полутора до двух лет.

В свою очередь, ГИБДД выступает за введение терминов "создание опасности для движения при управлении транспортным средством" и "преднамеренное создание опасности для движения". В частности, в перечень предложено включить при интенсивном трафике, резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдение безопасного бокового интервала. Наказание в этом случае сравнительно мягкое - от пятисот до пяти тысяч рублей.

Со столичными коллегами солидарны и тамбовские инспекторы. Как сообщают в региональном управлении ГИБДД, сегодня инспекторы проводят с водителями-виртуозами разъяснительную работу. В ряде случаев дело доходит и до штрафов.

- Конечно, отдельной статьи за агрессивное вождение современное законодательство не предусматривает. Однако это не значит, что водители, практикующие потенциально опасную езду, уходят от наказания. Инспектор вправе остановить нарушителя, не соблюдающего правила перестроения в потоке, к примеру. Можно сказать, что и сегодня сотрудники ГИБДД стараются пресекать попытки агрессивного вождения, хотя в единую статью его критерии не сведены и прав за это не лишают, - комментирует старший инспектор управления ГИБДД УМВД по Тамбовской области Станислав Конышев.

Может ли привести тот или иной маневр на дороге к аварии, решать предстоит инспекторам. И в этом случае нововведение может быть малоэффективным. При определении виновности водителя будет сложно уйти от субъективной оценки. Штраф в пятьсот рублей не остановит дорожного фокусника, а к лишению прав может быть приговорен потенциально невиновный человек.

- Здесь определенно нужна "золотая середина". Предположим, более высокий штраф и менее расплывчатый термин, - рассуждает юрист Евгений Снегирев. - Понятие "опасное вождение" довольно субъективное, и на деле выявить таких водителей и подвести законодательную базу, чтобы можно было их наказывать, довольно проблематично. Строго говоря, сегодня каждый второй водитель на российских дорогах так или иначе совершает маневры, которые могут показаться опасными другим участникам движения. Водители часто пытаются найти оправдание своему агрессивному вождению и причинами называют неудовлетворительное состояние дорог, интенсивное движение и другие факторы. Однако основная причина - это пренебрежение к другим и низкий уровень культуры и этики водителей. Чтобы искоренить это зло с наших дорог раз и навсегда, одни штрафы не помогут. Дело здесь больше в культуре вождения россиян, а эту черту исправить штрафами сложно. Нужно подключать и "пряничную систему", разъяснять водителям, что делать нельзя. Менять нужно не систему, я считаю, нужно меняться людям.

«Дорожная ярость»

Агрессивное вождение - это не только превышение ограниченной скорости, резкое торможение, пробуксовка и визг шин, подача сигналов без уважительной причины, несоблюдение интервалов движения и дистанции, частые перестроения и препятствие обгону. Сюда также входит и откровенное хамство водителей. Наказать матершинника за рулем можно: сегодня за нецензурные выражения в общественных местах предусмотрен штраф, что оговорено в законах как "оскорбление" или "мелкое хулиганство".

Вынесенный в заголовок термин впервые употребили прямом эфире одного из американских телеканалов. По горячим следам Ассоциация Автолюбителей Америки выпустила брошюру, объясняющую, как реагировать на агрессивных водителей, дабы избежать конфликта. У нас советов "как жить дружно", будучи автолюбителем, тоже хватает. Однако число следующих им, судя по статистике ДТП, в нашей стране крайне мало. А значит, к наглецам за рулем должно прийти долженствующее возмездие.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер