Газета №37 (1009), 15 сентября 2015
Перейти к номеру

Музыкант, соорудивший из души моей костер…

15 сентября 2015, 16:29 Прочитали 1 623 раза
Сегодня мы в гостях у руководителя и дирижера Алексея Моргунова
Детский оркестр народных инструментов музыкальной школы №2 города Тамбова я слушать просто обожаю. Всегда поражает то, с каким воодушевлением, с какой творческой самоотдачей и как профессионально работают эти замечательные ребята.

В последний раз был на их выступлении в Тамбовском молодежном театре. Давали музыкальный спектакль "Метель". Под чудесную музыку Свиридова в исполнении детского оркестра актер Павел Шишлянников читал повесть Пушкина.

Зал просто таял от нереальной красоты всего происходящего. Счастье закончилось... Шквал аплодисментов!

На сцене вместе с ребятами и актером благодарит за них публику невысокого роста молодой бледный человек с восхитительно горящими глазами. На щеках у него слезы. Это руководитель и дирижер оркестра Алексей Моргунов.

Детский оркестр. Слово «детский» в таких случаях, вероятно, было бы уместно вовсе не писать. Или писать в скобках. Поскольку, уровень мастерства, демонстрируемый музыкантами, далеко не ученический. Взрослый, высокий уровень! Сегодня мы в гостях у руководителя и дирижера этого Детского оркестра народных инструментов Алексея Моргунова.

- Алексей, сколько времени на занятия музыкой у тебя уходит в сутки?

- Я считаю себя профессионалом, поэтому, посвящаю музыке все двадцать четыре часа. По-другому добиться хороших результатов в нашем деле просто невозможно. Большую часть своего отпуска последние пять лет провожу вместе с нашим Образцовым художественным коллективом "Оркестр народных инструментов" в летнем лагере, репетирую. Именно благодаря отсутствию больших перерывов в занятиях и удается добиваться качественных результатов.

- Может, все-таки есть какие-то еще увлечения и пристрастия? Хобби?

- Раньше удавалось еще заниматься футболом. Теперь, к сожалению, нагрузка этого никак не позволяет. Наш коллектив на сегодня один из лучших в России, стабильно занимает первые места на всероссийских и международных конкурсах, мы выступали на Олимпийских играх в Сочи и на Международном фестивале Владимира Спивакова в Москве. Готовимся ехать на Всемирную выставку "Экспо-2015" в Милан через несколько дней.

- Не создает ли провинциальный город какой-то определенный творческий потолок для профессионального музыканта? Не тянет ли тебя перебраться из Тамбова на большие и громкие столичные сцены?

- А они нашему коллективу и так открыты. Взять хотя бы наши выступления в Большом зале московской консерватории или Российской академии музыки имени Гнесиных. Куда ж громче?

Чего такого может быть там, чего нет здесь? Я не знаю. Я очень люблю Тамбов.

И еще: я не готов, как москвичи, ежедневно тратить по три - четыре часа в день на дорогу. Мне и двадцати четырех часов в сутки для работы катастрофически не хватает. Я преподаю музыку не только во 2-й музыкальной школе, но и в Педагогическом колледже, а также работаю методистом в Усадьбе Асеева, много репетирую и даю с нашим ансамблем концерты не только в Тамбове, но и по России.

- Но родился и вырос ты в Магнитогорске. В Тамбове очутился только для того, чтобы окончить наш музыкальный ВУЗ. Сегодня считаешь ли себя уже настоящим тамбовчанином?

- Увы, не могу пока так сказать. Повторюсь: город очень нравится. Но чтобы стать истинным тамбовчанином, надо как минимум обзавестись здесь семьей и собственным жильем.

- И вернемся к Тамбову: можно ли в провинции воспитать мегазвезду уровня, например, Дениса Мацуева?

- А почему нет? Мацуев приехал в Москву учиться из Сибири, а Тамбов, по российским меркам, не так уж далеко от столицы. Можно после ТГМПИ продолжить обучение там и ездить домой на выходные. Да и уровень наших собственных тамбовских преподавателей, я тебя уверяю, очень и очень высок! Например, на кафедре народных инструментов нашего музыкально-педагогического института уже работают мой преподаватель по дирижированию Алексей Иванович Артемьев и заведующий кафедрой Академии Гнесиных Андрей Александрович Горбачев.

Недавно ректор нашего музыкального вуза Роман Бажилин пригласил преподавать в ТГМПИ еще одного из самых ярких молодых исполнителей, преподавателя "Гнесинки" Екатерину Мочалову. Она будет вести класс домры, и уровень тамбовских исполнителей на этом инструменте не будет уступать московскому.

- Расскажи о своей работе с детским оркестром.

- Об этом я готов говорить бесконечно. Это необычайно интересная и сложная работа. Но она заключается, к сожалению, не только в разучивании партий, репетициях и концертах. Например, три - четыре месяца перед поездкой на Олимпиаду в Сочи нам приходилось по несколько часов в день тратить на организационные вопросы: искали спонсоров, вели переписку с оргкомитетом Олимпиады, решали технические вопросы нашего там пребывания. Во взрослом оркестре по штату есть директор, администраторы, библиотекарь, отвечающий за ноты, костюмеры, рабочие сцены и т. д. В нашем детском оркестре таких должностей нет, а работа есть.

В оркестре сорок человек. Даже передвигаясь по Тамбову для выступлений на различных мероприятиях, перевезти такую ораву, да еще с инструментами: гусли, контрабас и прочие - согласись, непросто. Но мы же и по стране гастролируем!

Детская педагогика - это отдельная тема. Горжусь, что в моем классе учатся талантливые дети. Около двухсот раз мои ребята становились лауреатами всевозможных конкурсов, из них более пятидесяти раз они становились призерами всероссийских и международных творческих состязаний. Например, недавно Денис Григорьев и Денис Мананников стали лауреатами международного конкурса имени В.В. Андреева в Москве.

Я, возможно, общаюсь с некоторыми своими учениками больше, нежели их классные руководители в общеобразовательной школе или даже родители.

- О тамбовских зарплатах преподавателей музыки даже спрашивать как - то не хочется. Ты сторонник того, что художник должен быть голодным?

- Голодным физически или духовно? Физически, безусловно, я не сторонник. Но, в целом, вся история показывает, что среди благополучных художников, у которых нет острых проблем, нет ярких эмоциональных переживаний, исканий, не бывает гениев! Творческий голод в нашей профессии обязательно должен присутствовать. Потребность выразить в написании музыки или ее исполнении те эмоции, размышления, переживания, которые в душе накопились, должна обязательно иметь место. Иногда из-за огромной загруженности, когда месяцами просто без выходных, наступает, несмотря на мою искреннюю любовь к профессии, некая внутренняя опустошенность. Я ее панически боюсь. К сожалению, это иногда происходит.

- У твоего оркестра богатый список исполняемых произведений: от народной музыки до классики. А кто лично твой любимый композитор?

- Да, есть композиторы, музыка которых мне особенно близка. С точки зрения моего репертуара, Свиридов - это однозначно. А в прошлом сезоне мне очень нравилось, например, исполнять музыку Софьи Губайдуллиной. Она наш современник и, возможно, одна из немногих современных носителей высокой духовности в музыке. Я считаю ее гениальным композитором.

Мне очень близки и Рахманинов, и Чайковский.

Понимаешь, нравятся многие, но специфика оркестра народных инструментов позволяет исполнять не всех. У нас же домры, балалайки...

- Кстати, о балалайке: ты ведь сам входил в музыку именно с этим инструментом. Почему не со скрипкой или гитарой, например?

- Ну, это смешно немного все происходило. Мой папа очень хотел, чтобы я играл именно на гитаре. А я ростом маленький был совсем, кисти рук маленькие. Привели меня в музыкальную школу - ну, какая тут гитара?! Поучись-ка ты, мальчик, пока ручки не подрастут, на балалаечке...

Ручки давно выросли. А балалаечка в них осталась!

- Пусть и дальше остается. Дай тебе Бог дальнейших успехов.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер