Газета №27 (999), 7 июля 2015
Перейти к номеру

О пожарах, чрезвычайных ситуациях и новых подходах

7 июля 2015, 14:03 Прочитали 753 раза
Фонд «Собиз Инвест» продолжает публикацию серии интервью с представителями государственных органов власти, в полномочия которых входит контроль и надзор за действиями субъектов малого и среднего предпринимательства
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью руководителя пресс-службы фонда Ксении Абрамовой с заместителем начальника ГУ МЧС России по Тамбовской области - начальником управления надзорной деятельности, главным государственным инспектором Тамбовской области по пожарному надзору Игорем Фатькиным.

- Игорь Алексеевич, МЧС - хорошо известное ведомство. И, тем не менее, расскажите о его основных задачах.

- Задачи нашего ведомства раскрывает лозунг министерства: "Предупреждение, спасение, помощь". Всем, что связано с ситуациями, которые не поддаются восприятию обычного человека, вышедшими из-под контроля, иными словами, чрезвычайными ситуациями, как природного характера, так и техногенного, - всем этим занимается МЧС. А исходя из того лозунга, который я озвучил, наша первостепенная задача - это предупреждение. Оно включает в себя мониторинг обстановки и проведение превентивных мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций. Если мы, например, на территории области имеем потенциально опасные объекты, значит, наша задача - предусмотреть риски, которые несут эти объекты, и последствия, которые могут наступить в результате тех или иных ситуаций на этих объектах. Дальше из лозунга следует - спасение и помощь. Если уж беда, не дай Бог, случилась, наша основная цель - это оперативное реагирование и организация взаимодействия между всеми структурами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей.

- Применяет ли ваше ведомство риск-ориентированный подход, и что он собой представляет?

- Это одно из основных направлений нашей деятельности. Наш министр Владимир Андреевич Пучков объявил 2015 год годом профилактики и управления рисками. Приведу простой пример. Раньше на территории СССР действовали правила пожарной безопасности. Они распространялись на территорию всей страны. По правилам пожарной безопасности дверь должна открываться по ходу эвакуации, то есть наружу, но у нас же есть еще северные территории, где, как мы знаем, двери открываются наоборот. Потому что, если снег заметет эту дверь, наружу ее просто не откроешь. Получается юридическая нестыковка. Это один из подобных вопросов, но есть и другие. Поэтому и возникла необходимость нововведений - риск-ориентированных подходов, которые касаются всех надзоров: в области пожарной безопасности, в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и надзора в области гражданской обороны.

Традиционный подход состоит в следующем. Например, есть уровень безопасности (в области пожарной безопасности), который установлен Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (№123-ФЗ). И государство говорит о том, что обязуется поддерживать принятые обязательства. Для этого необходимо выполнение всех действующих стандартов и норм. Точно так же и в сфере защиты населения и территорий. Ранее было установлено, что все потенциально опасные объекты и предприятия, которые попадают в зону возможных чрезвычайных ситуаций, должны иметь по перечню защитные сооружения для укрытия рабочих и служащих, средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи для всех работающих, планы эвакуации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, плюс планирование других мероприятий по защите. Указанные мероприятия накладывали большую финансовую нагрузку на организации и предприятия.

В современных условиях при внедрении новых технологий и современной техники наблюдается тенденция снижения количества занятых в производстве сотрудников и перехода от крупных предприятий к средним и мелким. Затраты на выполнение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф стали занимать значительные финансовые ресурсы объектов. Для управления возможными рисками аварийных ситуаций на современном этапе наше министерство значительно изменило подход к предупреждению и профилактике возможных рисков. Например, если при возникновении чрезвычайной ситуации на опасном объекте в определенном радиусе возникает зона сплошного огня и пожаров, то какой смысл в планировании эвакуационных мероприятий и повышении устойчивости функционирования объектов инфраструктуры, ведь все строения и большинство систем жизнеобеспечения будут уничтожены огнем? Это как раз то, о чем Вы меня спросили. Мы применяем новый подход к планированию мероприятий профилактики чрезвычайных ситуаций и экстренной защиты достаточно широко, но это дело новое, и на внедрении этих методов, конечно, сказывается то, что у нас глубинка, в области не так много промышленных предприятий с современными производствами. Кроме того, каждый хозяйствующий субъект, и это политика министерства, вправе предоставить декларацию о тех рисках, которые у него на объекте складываются в настоящее время и являются наиболее вероятными при возможных чрезвычайных ситуациях. Исходя из обоснованности проведенных расчетов и приемлемости существующих рисков, изложенных в разработанных декларациях, мы принимаем решение об исключении таких предприятий из плана плановых проверок.

В настоящее время альтернативой проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений, является независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит). Собственнику предоставляется право выбора - либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться на договорной основе аудиторской организацией, имеющей соответствующую аккредитацию МЧС России.

- Это то, что как раз касается аудита пожарной безопасности? Кто может проводить эту независимую оценку?

- Независимая оценка может быть проведена в отношении любого объекта защиты экспертной организацией, имеющей аккредитацию в данной области.

- Предприятие это делает за свой счет?

- Да, за свой. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными техническим регламентом.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

- Что Вы можете сказать по поводу пожарной безопасности в торговых центрах? Какие там наметились тенденции?

- По указанию министра Пучкова последние несколько лет работа надзорных органов направлена на снижение нагрузки на бизнес. Так, в прошлом году более чем в десять раз снизилось количество проверок объектов малого и среднего бизнеса, в нынешнем году проверки в отношении указанных субъектов не планировались вообще. Не планируются они и на 2016 год. Вы, наверное, помните пожар в ТЦ "Адмирал", который произошел в Татарстане. После этой трагедии по указанию прокуратуры мы проверили все крупные торговые центры, которые расположены на территории области. И надо сказать, что большинство владельцев крупных торговых центров к вопросам пожарной безопасности относятся на должном уровне. Практически у всех назначены лица, отвечающие за пожарную безопасность.

1 апреля в Тамбове мы проводили в торговом центре "Ашан" учебную тренировку по эвакуации с отработкой персоналом своих обязанностей в случае возникновения пожара, проверили систему автоматической пожарной сигнализации.

Кроме того, если к нам возникают вопросы, мы всегда отвечаем на них. Консультации проводятся абсолютно во всех подразделениях государственного пожарного надзора на бесплатной основе.

- С чем было связано сокращение проверок малого и среднего бизнеса?

- Со снятием излишних барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства, о котором говорилось в послании Президента. Мы и раньше делали все для того, чтобы проверки были как можно прозрачнее и при этом наносили бизнесу наименьший урон. Ни для кого не секрет, что от развития предпринимательства зависит бюджет нашей страны. К сожалению, не все представители контрольных, надзорных органов всегда объективны, беспристрастны. И из-за таких единичных случаев возникает мнение обо всех представителях органов контроля. Для того чтобы уйти от этого стереотипа, уже не один год мы стараемся все проверки сделать максимально прозрачными.

- По Вашему мнению, введение моратория на проверки сроком на три года для начинающих предпринимателей - это плюс или минус?

- Это определенное веяние времени. Но наше основное усилие направлено на объекты с массовым пребыванием людей - детские сады, школы, детские лагеря, пансионаты, больницы. Мы не чувствуем себя безработными - забот нам хватает.

К сожалению, наше общество до конца не перестроилось в плане восприятия подобных изменений. Это касается и самих представителей бизнеса. Возьмем, к примеру, тот же "Адмирал". При выяснении обстоятельств пожара обнаружили самовольную реконструкцию помещения, самовольный монтаж и так далее. Это говорит о недобросовестности владельца при выполнении своих обязанностей. И таких примеров крупных чрезвычайных ситуаций предостаточно, но при этом почему-то страдают государственные инспектора. На мой взгляд, это неправильно. Там, где установлена вина, нести наказание по всем направлениям должны все! Если вспомним "Хромую лошадь", то реконструкция, капитальный ремонт делались уже тогда, когда представители государственного пожарного надзора были отстранены от этой работы.

- В ходе проверок Вы выписываете штраф или же у Вас действует предварительная система предупреждений?

- Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Есть нарушения, за которые предусмотрено предупреждение, но есть и те, по которым выносится штраф.

Во время рассмотрения административных дел мы как раз взвешиваем и учитываем все эти моменты. Возьмем отвлеченный пример: бабушка жгла костер, ничего не пострадало, но при этом она нарушила требования пожарной безопасности при разведении костра. В этом случае предусмотрен как штраф, так и предупреждение. Учитывая размер ее пенсии, согласитесь, не совсем правильно штрафовать ее на тысячу или полторы тысячи рублей. В данном случае возможно ограничиться предупреждением.

Поэтому Кодексом как раз и предусмотрены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства.

- Вы имеете право создавать координационные и совещательные органы для обсуждения актуальных вопросов деятельности Главного управления МЧС России. Как часто такое происходит и в связи с чем?

- Кроме постоянно действующих комиссий, которые положены по службе, такие, как аттестационная комиссия, комиссия по распределению жилья и другие, у нас есть Совет при начальнике Главного управления, в который наряду с другими входят представители бизнеса, уполномоченный по правам предпринимателей и так далее. Не реже раза в квартал мы проводим совместные совещания и обсуждаем актуальные вопросы и складывающуюся обстановку на территории области.

Мое основное и принципиальное требование - чтобы эта работа носила не формальный характер, а реально затрагивала актуальные вопросы на гребне времени. Я считаю, что главный результат - это наличие взаимопонимания и активного взаимодействия, ведь цель у нас одна, чтобы Тамбовская область развивалась и все мы жили лучше!

Комментирует сказанное И. Фатькиным эксперт фонда «Собиз Инвест» Павел Плотников:

- Безусловно, приятно слышать высказанные главным государственным инспектором области по пожарному надзору суждения, в которых главное, как мне кажется, - понимание того, что нужны не тотальные проверки бизнеса, а здравое и взвешенное отношение к выполнению надзорных функций, в том числе и с использованием нового риск-ориентированного подхода. Кстати, о необходимости использовать такой подход в нашей области заявлено в разработанных недавно фондом "Собиз Инвест" предложениях по совершенствованию поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Но вместе с тем жаль, что рассказ о внедрении новых методов вынужден сопровождаться ссылками на то, что Тамбовская область - это глубинка, в которой не так много промышленных предприятий с современными производствами. Надеюсь, что новая команда, которая встанет во главе нашей области, сможет исправить такое положение. Для этого предстоит сделать немало. Пожалуй, главное - это преодолеть стереотипы в сознании управленцев на всех уровнях власти.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер