Газета №26 (998), 30 июня 2015
Перейти к номеру

Мозаика боголюбивой Греции

30 июня 2015, 16:06 Прочитали 1 454 раза
Дневник паломницы Александры Михайловой
Утром 22 мая группа направилась на знаменитый Акрополь - духовное и культурное средоточие Древней Эллады, творение V века до н.э. Собравшись в оливковой роще у его подножия, паломники с интересом слушали повествование афинского гида Елены об античных памятниках. Экскурсия продолжилась и по восхождении. Поднявшись по скользкой мраморной лестнице, отполированной миллионами туристов, на смотровую площадку, мы уже увидели стройные колонны одного из сооружений Акрополя - языческого храма Ники.

С этой высоты открылась и дивная панорама: языческий храм Гермеса и далее - бело-мраморная столица с россыпью домов и церквей. Как на ладони был виден холм Ареса, или Ареопаг, - место, где проходили заседания Верховного Совета Греческой республики, где обсуждались политические и общественные вопросы, разбирались судебные дела. Именно там прозвучала проповедь Апостола Павла. Он, замечу, очень мудро построил свою речь, опираясь на местные воззрения. Обращаясь к язычникам, Апостол изрек, что пришел рассказать о неведомом Боге, Которого они, сами того не сознавая, почли возведением храма. Сначала слушатели заинтересовались. Но едва прозвучала благая весть о воскресении из мертвых, основная масса греков махнула рукой на оратора. Между тем словом проповедника проникся некий мудрец, известный нам сегодня как святой Дионисий Ареопагит.

Поднявшись на самый верх, мы, наконец, могли созерцать шедевр классической архитектуры - храм Парфенон. Выстроенный на высоком холме, он будто парит в небе, и именно он является доминантой всего комплекса Акрополя. В языческом мире храм был посвящен Афине Деве. Великолепная золотая статуя богини возвышалась тогда в центре святилища. В христианскую эру это древнее сооружение более тысячи лет являлось православным собором. Кроме того, вокруг него выросли многочисленные базилики, от которых до наших дней дошли лишь фундаменты. Что не удивительно, если помнить о том, что Греция четыре столетия находилась под игом Османской империи и Афины тогда считались захудалой провинцией. Да к тому же сложилось много других факторов, способствовавших повреждению памятников, - погодные явления, землетрясения, несчетные битвы... Справа от восточного фасада Парфенона открывается еще более известный вид - портик кариатид. Изящные девушки, искусно выточенные из мрамора, поддерживают крышу портика храма Эректейон. Похожие и в то же время каждая со своей приметой, они просто приковывают к себе восхищенные взоры. Слева от красавиц растет, по легенде, подаренное Афиной оливковое дерево - чуть не единственное на всей площади Акрополя. Кстати, в отсутствие зелени, на вершине господствуют солнце и ветер. Без воды и головного убора здесь придется несладко.

В целом архитектурный ансамбль Акрополя услаждает эстетическое чувство, побуждает воображение на воссоздание картин прошлого, с величественными зданиями и толпящимися возле них афинянами, которые с упорством ищут ответы на каверзные вопросы. Такой, к примеру: "Что есть красота?". Полету фантазии не могло помешать даже мельтешение многотысячной ватаги гостей со всего мира.

Свободные минутки, полагавшиеся после экскурсии, паломники использовали на то, чтобы сфотографироваться рядом с древними памятниками. А потом спустились с Акрополя и оказались на улице Дионисия Ареопагита, своей творческой атмосферой напоминающей московский Арбат. Здесь мы услышали чарующие звуки критской лиры, полюбовались работами местных художников, улыбнулись, глядя на марионетку-корову, которая задорно играла на маленьком пианино.

Далее мы намеревались отправиться в новый музей Афинского Акрополя. Но пути Господни неисповедимы. Завидев близ музея красный куполок храма Святого великомученика Георгия Победоносца, мы решили отклониться от намеченного маршрута. В уютной, по-гречески ярко расписанной церковке, на удивление, присутствует отсвет Грузии. Нас встретили очень радушно и рассказали об этом необычном факте. Сначала певчая-грузинка указала на икону новопрославленного святого - блаженного исповедника Гавриила (Ургебадзе) из города Цхета. Позже вышел настоятель отец Иоанн. Старенький, добродушный, приветливый, он тепло и любовно побеседовал с нами, вынес из алтаря рубашку св. Гавриила и другие святыни, раздал паломникам по три иконочки. И нам, вовсе незнакомым до той поры, обоюдно не хотелось расставаться…

Умиротворенные, согретые теплом благостного общения, мы вернулись в свою колею. Поспешили в стеклянное здание музея. Не сказать чтобы красивое, но, как нам пояснили, подобное решение позволяет освещать экспонаты дневным светом. Перед входом на глубине примерно метра три взорам посетителей открываются настоящие раскопки древних коммуникаций: колодцы, водопровод. У дверей приветствует мудрая сова - символ Афины Парфены. В хранилище древностей все артефакты размещены по хронологии: от более ранних к более поздним. Первый зал представляет посуду VIII-VI вв. до н.э. Это знаменитые чернофигурные и краснофигурные вазы, тарелки, бокалы. На втором этаже выставлены статуи. Они подобраны и размещены так, что можно проследить особенности развития искусства скульптуры, эволюцию в нем от статики к динамике. Странно, но почему-то только здесь я смогла в полной мере осознать, что в пору своего расцвета храмы, и в том числе статуи, были раскрашенными. Но к нашему времени краски исчезли, так как мрамор, в отличие от известняка, не впитывает их. Наглядный пример первоначального вида представлен на изваянии девушки. Белокаменный образ, дошедший до наших дней, и рядом копия, расписанная всеми цветами радуги. Так был раскрашен и Парфенон. В этом музее как бесценное сокровище хранятся шедевры золотого века искусства - оригиналы кариатид (те, что на Акрополе, - это точные копии). Их можно рассмотреть поближе, чтобы оценить гармонию очертаний и полет мысли скульптора. На третьем этаже представлен венец Парфенона - миниатюрные копии западного и восточного фронтонов и барельефы со сценами из мифов, располагавшиеся по периметру храма. Посещение музея углубило и упорядочило те разрозненные представления, что мы ранее получали по книгам и иллюстрациям. Золотой век Греции будто приблизился вплотную, привнеся в эстетическое чувство свое благотворное дополнение.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер