Газета №21 (993), 26 мая 2015
Перейти к номеру

Присягнувший березам и России

26 мая 2015, 14:00 Прочитали 1 282 раза
Было бы лучше, если бы слова любви, признательности, восхищения стихами говорились поэту при жизни
Было бы лучше, если бы слова любви, признательности, восхищения стихами говорились поэту при жизни. К сожалению, чаще всего мы произносим их «в память об ушедшем».

Семен Семенович Милосердов родился в поселке Семеновка Тамбовской губернии в 1921 году. Потом семья переехала в Тамбов. Здесь будущий поэт окончил среднюю школу №5, затем поступил в Саратовский университет имени Н.Г. Чернышевского, но завершить учебу не удалось: началась Великая Отечественная война. Много фронтовых дорог прошел молодой боец. В бою под городом Севском, на Брянщине, он был тяжело ранен, находился на оккупированной территории. Не долечившись, Семен Милосердов уходит в партизанский отряд, который позже влился в действующую армию. На белорусской земле, под Гомелем, Семен Милосердов получил серьезное ранение и в 23 года стал инвалидом. На фронтовых дорогах, в госпиталях в минуты озарения он писал стихи, мечтал о литературной деятельности. Дерзнул после демобилизации поступить в Литературный институт имени А. М. Горького. Радости не было конца: осуществилась давняя мечта! Но в 1949 году его незаконно репрессировали, и пришлось ему изведать еще и горечь сталинских лагерей.

Тема войны – неотъемлемая часть творчества поэта. Во сне и наяву ему постоянно слышался «отзвук раскаленного набата»:

Стоны, грохот, пепел, дым и прах…

Я бегу… Мне слышится комбата

Голос, огрубевший на ветрах…

Проплывают выжженные лица,

И разверсты огненные рты…

Сколько ж будут сны такие длиться?

До моей последней, знать, черты.

Не могла не найти отражения в творчестве поэта и лагерная тема. Его «запретка» продолжалась шесть лет, после чего Семен Милосердов был реабилитирован, вернулся в Тамбов, работал в районной газете. Стихи его постоянно появлялись во всех местных изданиях. Первый сборник стихотворений «Зори степные» увидел свет в Тамбове в 1960 году. В 1963-м его приняли в Союз писателей. Много сил и времени отдавал Семен Семенович работе с молодыми литераторами. Он создал в Тамбове литературно-творческое объединение «Радуга», которым руководил до конца своих дней.

Вот что особенно выделила литературовед, профессор филологии Л. Полякова в «Слове о друге», предваряющем сборник «Белые колокола» (1991): «Земля и корень. Это, пожалуй, одна из объемных метафор поэзии Милосердова. Земля с постоянно звучащей симфонией жизни, земля, прислушивающаяся к скрипу колес и жужжанию шмеля, к гудению трактора и к пению старинных народных песен. Земля в разноцветии красок и запахов… Природа и человек, природа и работа. Какая-то щемящая русская грусть, какое-то постоянное присутствие ощущения невосполнимости. Но эта печаль не разрушающая, не испепеляющая душу. Она очищает, идет в корень, насыщает его живительной силой, накапливается в народе, передается от поколения к поколению…».

Поэт Милосердов и названия своим книгам давал не модно-абстрактные, а такие, которые свидетельствовали о его любви к России, к людям, к родному Черноземью: «Ржаные венки», «От солнца до ромашки», «Земной простор», «Хлебный ветер», «Присягаю березам» и другие. Читаешь и с первых же строк узнаешь родной Тамбовский край, его людей:

И свет во все концы,

И хлеб во все концы…

И я иду по рубчатому следу,

Веселые шоферы-удальцы

- Садись! – кричат. – Куда?

- Навстречу лету.

О чем бы ни писал поэт – о весне или лете, об уборке урожая или рощах Притамбовья, о зимовщиках или переселенцах, - везде чувствуется «земное притяженье»: не созерцание людского труда, а участие в нем, не взгляд со стороны, а глубокий интерес ко всему, чем живет человек.

И на войне поэт защищал прежде всего бескрайнюю красоту родной земли. Сколько душевной боли автора вобрали в себя строки стихотворения «Зерна»:

Я помню: был смертельным грузом

Взрыт косогор; как близ реки,

Дымясь, на поле кукурузном

Светились зерен угольки.

Бой отгремел. Пожар потушен.

И мы ушли за косогор…

А эти зерна жгли нам души

И обжигают до сих пор.

Простота и образность – вот что свойственно поэзии Милосердова. Кажется, поэт вовсе и не подбирает рифму, не придумывает образные выражения - они сами приходит в стихи, делая их запоминающимися, а главное – заставляющими по-новому, глазами поэта, посмотреть вокруг себя и увидеть, что «березняка светящаяся кромка дыханьем сентября обожжена», услышать, как звучит осенняя тишина, и в этой прозрачности, в этой легкости уловить «черты моцартианства, гармонии сияющей красу».

Присягнув когда-то березам, Семен Милосердов присягнул всему, что связано с Родиной. Он верен присяге, своей теме – верен труду и труженику. Во вступительной статье к сборнику «Люби меня, люби» (1991) его составитель – вдова поэта Любовь Горина – писала: «…читатель прежде всего знал Семена Семеновича как поэта хлебного поля, воспевающего людей “особой пробы, которых называют “хлеборобы”, на чьих плечах и держится земля”. Эту тему поэт считал главной для себя… Назначение своей музы он видел в том, чтобы “тихой песней земной” поднять до звезд “русый колос ржаной”, подчеркнуть предопределяющее значение крестьянского труда для Отечества, его судьбоносность.

Однако “власть земли” была не единственной темой поэзии С. Милосердова. Его архив богат и разнообразен. Это философские стихи, стихи на исторические темы, размышления о судьбе России, русском национальном характере, особенно ярко проявляющемся в драматические моменты истории страны - от татарского ига до сталинизма, поэтические портреты любимых деятелей литературы и искусства от А. Пушкина до П. Антокольского, пародии, эпиграммы, подражания маститым и малоизвестным широкому читателю собратьям по перу. И среди всего названного – строки любви…».

Да, стихов Милосердова о любви читатели знали меньше, чем о земле, о природе, о хлебе. И вот –

Да пребудешь ты, любовь, со мною, -

То, чем жив вовеки человек,

То, что подымает над землею

В ядерный безумный этот век!

И еще одно удивительное свойство поэзии Милосердова: в его стихах постоянно присутствует образ малой родины. Стихотворения «Татарский вал», «Герб Тамбова», «Цна», «Весна в Тамбове» и другие создают картину русского края с богатой историей:

Грозою отшумели годы,

Перепахал былое труд.

Дома, как солнечные соты,

На наших улицах растут.

Взгляни: стал город выше ростом.

Как песни, наши дни светлы.

Тамбовцам свойственно упорство

И трудолюбие пчелы.

Поэт находит особые слова и образы, чтобы описать красоту тамбовских улиц, речку Цну, которую он любит во всякое время года: когда она

Малиновая на закате,

Купающая облака,

Когда в них врезается катер,

Подставив брызгам бока.

Люблю тебя на рассвете

Прозрачной порой октября,

Твой свежий прибрежный ветер,

Сосняк, пионерлагеря…

Природа Тамбовского края с березами, ржаными колосками, бескрайними ромашковыми полями постоянно присутствует в стихах поэта. Он живет в ней, разговаривает с цветами и деревьями, как с живыми существами, ощущая «непостижимое слиянье сердцебиенья с тишиной»:

Иду в лицо моим цветам взглянуть.

Они меня встречают, как знакомца.

Вот одуванчик освещает путь,

Как луговое маленькое солнце.

Из множества поэтических сборников Семена Милосердова в Москве вышел только один – «Хлебный ветер» (1981). Остальные – в Воронеже и в Тамбове. Да он и не стремился в столичные издательства. Во-первых, знал, что поэту, живущему в провинции, непросто издать книгу в столице; во-вторых (и это было главным в данной проблеме) - он был необыкновенно скромным: и когда не имел ни одного сборника, и когда их было уже достаточно много. Он не кичился членством в Союзе писателей, хотя, безусловно, гордился этим. Но не меньше, а может, и больше, гордился тем, что был членом Союза журналистов. Работе в газете поэт отдал много лет жизни. И первые его стихи были напечатаны именно в газете.

Не раз слышал Семен Милосердов советы отправляться в Москву, «пробивать» сборники. В таких случаях неизменная ироническая улыбка освещала его лицо. Обычно он молча отмахивался, а как-то взял да и написал стихотворение «Пребываю в тени».

Мне внушают: поезжай в столицу!

Пробивай! Резину не тяни!

Мол, в Тамбове к славе не пробиться,

Так и будешь пребывать в тени.

Ну, а я люблю теней сплетенье,

В жаркий полдень задремавший плес.

Тени, как пятнистые олени,

На траве – от золотых берез…

Птичья бескорыстная эстрада

Мне была с младенчества сродни.

Разве просит соловей награду,

Тоже пребывающий в тени?

После кончины Семена Милосердова – 4 декабря 1988 года - вышли четыре сборника стихов и поэм, составленные вдовой поэта. Она же подготовила его стихи для публикации в журналах «Наш современник», «Подъем». Ее воспоминания о Семене Семеновиче полны светлой памяти и великой любви к поэту и человеку. Ибо, как говорила Марина Цветаева, «любовь – это действие». А Любовь Михайловна Горина действовала так, как, наверное, ни одна комиссия по литературному наследию. Результат? Сборники «Белые колокола» (1991), «Люби меня, люби» (1991), «России чистая душа» (1993), «Нюансы» (Эпиграммы, пародии, подражания; 2001).

Именно в книге «России чистая душа» раскрылась еще одна грань его творчества: с огромной внутренней силой, но без надрыва зазвучала тема крестного пути, по которому пришлось пройти Семену Милосердову, - лагерная тема.

Пять стихотворений из цикла «Запретка» - «Эй вы, сталинские соколы…», «Вот еще один ледоход», «Голоса», «Песня», «Повезло» - вошли в книгу «Поэзия узников ГУЛАГа», выпущенную в 2005 году в Москве в издательстве «Материк». Содержание их – отражение той обстановки, в которой находились лагерники. Это крик невинной души, насильно втянутой в воронку страшных лет массовых репрессий. Но в стихах была и надежда:

Вот закончится этот год,

Вот еще один ледоход,

Потерпи, браток, подожди:

Разберутся во всем вожди…

Вожди «разбирались» слишком долго: сколько жизней пропало, сколько загублено талантов! Но, слава Богу, есть память сердца, есть подвижники, воздавшие (в частности, этим изданием) должное мученикам ГУЛАГа.

Но, «споткнувшись о камень беды», как определил С. Милосердов перипетии своей судьбы, он не потерял равновесия, человеческого достоинства:

Душа оттаяла, запела,

Блеснула и моя звезда…

А белый свет – он, точно, белый,

Хоть был и черным иногда.

Много черного было в жизни Семена Милосердова. Он перенес голод и холод, войну и колючую проволоку. Но ни окопы, ни окрики часовых, ни грубость и мерзость бараков не ожесточили его, не вытравили в нем нежную душу лирика.

Все ж на грани смерти и запрета,

Проверяя душу на разрыв,

Полный восхищения и света,

Я пронес о Родине мотив.

«Мотив о Родине» стал основным и в книге Семена Милосердова «Халцедон», вышедшей в Тамбове в 2007 году в серии «Литературные родники Тамбовского края»…

Волшебством веет от лирики поэта, его стихи завораживают, и неохотно выходишь из этого мира – березового, грачиного, листопадного, пронизанного светом нежной, ранимой, вечно влюбленной души. Он порой и сам удивлялся, откуда появлялось такое, – вроде бы ничего волшебного, а душа трепещет:

Ты говоришь: бессонница…

Все бросить и забыть…

Но разве можно солнце

В самих себе гасить?

Могут ли такие стихи оставить человека равнодушным? Конечно, нет. Оттого и будут они жить вечно, как и их автор – поэт Семен Милосердов.

Валентина Дорожкина, Почетный гражданин города Тамбова, заслуженный работник культуры РФ, поэт

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер