Газета №16 (988), 21 апреля 2015
Перейти к номеру

Вспомнить всех поименно

21 апреля 2015, 15:44 Прочитали 1 175 раз
Кирсановец Сергей Колычев на протяжении многих лет занимается поисками имен летчиков и мест их гибели времен Великой Отечественной войны, похороненных на воинском кладбище города
Кирсановец Сергей Колычев на протяжении многих лет занимается поисками имен летчиков и мест их гибели времен Великой Отечественной войны, похороненных на воинском кладбище города.

Дело в том, что заместитель начальника Кирсановского района электрических сетей по реализации услуг Тамбовэнерго Сергей Колычев в свое время служил в авиации, и все, что связано с небом, ему близко и дорого. Его многолетняя исследовательская деятельность приобрела особое значение в ходе историко-социального проекта «История одного подвига», реализуемого МРСК Центра в Центральном федеральном округе. Его цель – рассказать как можно большему числу жителей России о земляках, ковавших победу на фронте и в тылу, об их неизвестных подвигах, а также помочь родным и близким героев увековечить их память.

Табличка без имени

А началась эта история еще примерно в середине девяностых. Приезжая с места службы в Кирсанов, Сергей Алексеевич обязательно заходил на могилу к отцу. Однажды он заглянул и на городское воинское кладбище. Здесь похоронены, в том числе, и летчики легендарного 752-го авиационного полка дальнего действия, который базировался в Кирсанове в 1942-1943 годах.

- Я раньше на это почему-то внимания не обращал, хотя на воинском кладбище, конечно, бывал не раз. А тут вижу: стоят очень приличные памятники, и среди них – скромный обелиск, покрашенный серебряной краской, с красной звездочкой, а на нем надпись - «Экипаж – семь человек». И все, - вспоминает Колычев. - Эта табличка, кстати, у меня и сейчас дома хранится. Я тогда так удивился. Думаю – кто ж такие? Зашел в наш музей, но практически никаких данных там не обнаружил. Полистал подшивки местной газеты – полное отсутствие необходимой информации.

Вернувшись в Североморск, Сергей Алексеевич не успокоился. Очень заинтересовала его эта тема. Написал в Центральный архив Министерства обороны в Подольске и даже получил ответ. Но, как вспоминает наш герой, в то время там существовала очень сложная система допуска, нужно было самому ехать в Подольск. Понятно, что с места прохождения службы сделать это было не так-то просто.

А в 1999 году Колычев уволился из армии и устроился работать преподавателем в колледж гражданской авиации в Кирсанове.

- Как-то раз директор колледжа отправил меня на выставку в Подольск. Получилось так, что один день у меня оказался свободным, - рассказывает Сергей Алексеевич. - Думаю – съезжу-ка я в архив, просто ради интереса. Встретил там одного из научных сотрудников архива, офицера запаса, изложил ему свой вопрос. Он посоветовал документы, которые можно посмотреть на эту тему. Я полистал журнал боевых действий, выписал, какие были катастрофы. Но ни одна не попадала под численный состав в семь человек.

Когда они возвращаются

И тут сотрудник архива подал Колычеву мысль: мол, с чего ты решил, что это боевые летчики? Может, это транспортники были? Ведь во время войны на вашем аэродроме и учебный полк базировался, его использовали и как запасной аэродром, и как аэродром подскока. Времени проверять версию уже не было, но в голове у Сергея Алексеевича она отложилась.

- А через какое-то время в кирсановской газете выходит статья, где я цепляю одну фамилию – Пьяниченко. И тут как раз Подольский архив выкладывает документы в оцифрованном виде, - вспоминает Колычев. - Я забиваю фамилию, и мне реально повезло – полностью выходит список экипажа.

Потом были поиски подробностей, разговоры с местными жителями. Оказалось, что это действительно был транспортный самолет из второй дивизии особого назначения, который упал в районе села Кобяки Кирсановского района 5 февраля 1944 года:

- Какое задание он выполнял? Они такими делами занимались, что мне сразу сказали – лучше эту тему не затрагивать. И партизан обеспечивали, и разведгруппы выбрасывали, и еще много что делали для фронта.

Память и памятник

Итак, результат работы был налицо. Но на этом Колычев не успокоился. Теперь надо было исправлять несправедливость – установить памятник с именами погибших.

- Честное слово, - признается Колычев, - мне сейчас просто неудобно об этом говорить, но когда я занялся установкой этого памятника, то наткнулся на настоящую стену непонимания.

В конце концов, его изготовили – за личные средства Колычева. Установили памятник тихо, без торжественных собраний и громких речей:

- С тех пор я туда постоянно хожу, цветы возлагаю. У меня семья уже привыкла. Они этих летчиков так и называют – «мои». Это уже в порядке вещей: «Что, к твоим пойдем?»

Поиски с продолжением

Но, как оказалось, поиски экипажа транспортного самолета стали только началом. Как признается сам Сергей Алексеевич, «затянуло». И «тянет» до сих пор. Сегодня на личном счету Сергея Колычева – около двадцати установленных имен солдат Великой Отечественной. Почему «около»? Потому что, как признается он сам, подсчета он никогда не вел:

- Это же все настолько условно! Имена-то есть, только они не найдены по архивам, не озвучены. Вообще настоящая поисковая работа в моем понимании – это когда нашли останки и по крупицам – по номерам двигателей, по еле заметным приметам – получают информацию и находят имена людей. Вот это здорово! А то, чем я занимаюсь, больше аналитика. Получается так, что информация вроде бы есть, но в то же время она не систематизирована.

В ходе разговора с Сергеем Колычевым я все-таки не удержался от вопроса:

- Вам-то это все зачем?

И, увидев глаза собеседника, понял, что вопрос неуместен.

- Честно говоря, я сразу и объяснить этого не могу. Просто у меня даже и мысли не возникало, что я не буду этим заниматься, - говорит Колычев. - Меня тогда эта безымянная табличка «Экипаж – семь человек» так резанула! Я, когда ее увидел, стоял и думал: что же это такое? Люди учились воевать, воевали, погибли, защищая Родину, а теперь на их могиле - табличка без имени. Я не могу этого понять и никогда не пойму. Не могу согласиться с тем, чтобы могилы летчиков оставались безымянными. У тех, кто в небе, вообще понятие смерти обострено. Когда человек уходит в полет, он все равно где-то остается, даже если он погибнет. А тут получается, что от людей вообще ничего не осталось. Но так не бывает.

После всего услышанного опять не удерживаюсь и задаю чисто риторический вопрос:

- Будете продолжать эту работу?

- Да. Пока всех не найду. Во-первых, надо всем летчикам 752-го полка поставить мемориальные знаки. Работа по экипажу в три человека, который разбился в Подвигаловке, думаю, уже в следующем году подойдет к завершению. Плюс еще есть четыре человека, которые похоронены на кладбище. Это ближайшая задача. А дальше – экипаж Эр пятого из 233-й эскадрильи связи. Там, конечно, посложнее будет. Но постараемся…

Вместо заключения

В год семидесятилетия Победы мы говорим столько нужных слов – о патриотизме, любви к Родине, уважении к памяти погибших, - что за словами невольно размываются сами эти понятия. А здесь – тот случай, когда без громких слов человек делает конкретное дело, не претендуя на всеобщее признание. Ему нужно другое – чтобы мы знали и помнили имена безымянных героев войны. Пока – безымянных. Это и есть одно из проявлений настоящего патриотизма.

22 апреля во время проведения акции «Георгиевская ленточка» коллектив Тамбовэнерго в торжественной обстановке передаст Сергею Колычеву собранные средства на памятник погибшему экипажу. Равнодушных среди энергетиков не оказалось ни одного человека. А на памятнике будут поименно перечислены все фамилии членов погибшего экипажа.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер