Газета №16 (988), 21 апреля 2015
Перейти к номеру

Служба, очень нужная людям

21 апреля 2015, 15:43 Прочитали 692 раза
Чем может помочь антимонопольная служба?
В этом году Федеральная антимонопольная служба России отмечает свое 25-летие. Первые функции ведомства с самого начала заключались в защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках товаров. Но за четверть века полномочия ФАС расширились. Позже добавился контроль за соблюдением рекламного законодательства, контроль в сфере энергетики, торговли, государственных и муниципальных закупок и многое другое. На первый взгляд кажется, что все эти темы далеки от обычных граждан, однако они касаются всех нас напрямую. Как ФАС меняет нашу жизнь, и как менялась сама служба – об этом рассказала руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Елена Гречишникова.

- Елена Анатольевна, с какими итогами подошло Тамбовское УФАС к своему юбилею?

- Наше управление образовано в 1992 году, поэтому свое двадцатипятилетие мы будем отмечать чуть позже. В 1990 году в России появился первый антимонопольный орган. Цель его создания – развитие рыночных отношений и обеспечение защиты конкуренции. За эти годы мы, как и наши коллеги в других регионах, собрали огромный багаж знаний и опыта. С развитием рыночной экономики менялось и антимонопольное законодательство. В настоящее время активно обсуждается четвертый антимонопольный пакет, который позволит скорректировать антимонопольный контроль в сторону предупредительного. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности старается соответствовать лучшим практикам. В настоящее время у нас 17-е место в рейтинге антимонопольных ведомств мира, поставлена задача к 2018 году войти в десятку лучших. Вопреки расхожему мнению о том, что ФАС только и может, как пугать бизнес всевозможными проверками и штрафами, тотальный контроль и наказание не являются нашими задачами. Мы являемся тем регулятором, который нормализует положение в целых отраслях, где не развита конкуренция и велика рыночная концентрация. Антимонопольные органы способствуют реализации одного из самых главных прав потребителя – права на выбор. Какую пользу это приносит потребителям? Там, где рынки конкурентны, вероятность сговора минимальна, нет возможности установления монопольно высоких цен, а значит, товары и услуги будут более высокого качества и по справедливой доступной населению цене.

- Какие важные, на Ваш взгляд, дела рассмотрены ФАС?

- Если говорить в масштабах страны, то, несомненно, дела в отношении нефтяных компаний, картельный сговор на рынке каустической соды, сговор фармацевтических компаний при поставке лекарственных препаратов, что в итоге обернулось многомиллионными штрафами для компаний-нарушителей. В прошлом году были раскрыты рыбные картели на Дальнем Востоке. Тамбовским УФАС также рассмотрен ряд дел на рынке нефтепродуктов. В 2009 году мы рассмотрели дело в отношении ЗАО «Тамбовнефтепродукт», установившего монопольно высокие цены. После долгих процессов суды признали нашу правоту, предприятие выплатило оборотный штраф в бюджет и скорректировало свою ценовую политику. Рынок нефтепродуктов под нашим постоянным контролем, нарушений не выявлено.

В прошлом году установлено нарушение на рынке ОСАГО, которое коснулось многих наших граждан. ООО «Росгосстрах» при заключении договора ОСАГО навязывало клиентам услугу страхования жизни, в противном случае отказывало в страховании. Росгосстраху предписано прекратить нарушение, в настоящее время предписание не исполнено, суд первой инстанции признал правоту антимонопольной службы, но общество продолжает обжаловать наше предписание.

- Елена Анатольевна, сколько времени уходит на завершение таких серьезных дел?

- По-разному, зависит от многих факторов. Приведу в пример дело в отношении Сбербанка России, которое длится более трех лет. Еще в 2012 году мы выдали банку предписание о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением - речь идет о несогласовании комиссий при выдаче денег со счетов клиентов. Пока нормализовать ситуацию не удается: штраф общество заплатило, но наше предписание пытается обжаловать. Прецедент заключается в том, что уже дважды монополист обращался в Верховный суд.

А, например, дела по нарушению правил проведения торгов мы рассматриваем очень быстро. Здесь крайне важна оперативность. Если есть жалоба, в двухдневный срок мы назначаем ее рассмотрение, затем в пятидневный срок рассматриваем. Кстати, в этой сфере выявлена целая схема – «таран». Определенная группа лиц выходит на торги, затем двое участников очень быстро торгуются на электронной площадке и сбивают цену настолько низко, что остальные участники просто не берутся за заказ. В результате эти двое отказываются от заключения контракта, и заказ достается третьему участнику, который знает об этом сговоре и предлагает на последних секундах цену, сниженную незначительно. Ряд дел уже прошел судебную проверку, надеемся, что пресечение подобных сговоров позволит предупредить их впредь и получить экономию бюджетных средств, что очень актуально в настоящее время.

- Елена Анатольевна, а распространение спама Вами пресекается?

- Распространение рекламы по сетям электросвязи допустимо только с разрешения абонента, иначе это нарушение рекламного законодательства. Недобросовестные рекламораспространители часто нарушают права граждан, поток жалоб не иссякает. Проблема в том, что не всегда возможно найти конечного рекламораспространителя. Конечно, рассылка этой рекламы пресекается путем выдачи предписаний оператору сотовой связи. Требуется внесение изменений в законодательство, ФАС полагает, что для пресечения нарушений ответственность за незаконный спам надо возложить не только на рекламораспротранителя, но и на рекламодателя – заказчика рекламы.

- Елена Анатольевна, в прошлом году в УФАС участились жалобы тамбовчан о повышении цен на продукты. Были ли случаи, когда УФАС пришлось вмешаться? И как сейчас обстоят дела с ценами на товарных рынках нашей области?

- Сейчас ситуация нормализовалась, таких звонков на нашу горячую линию поступает меньше. Как антимонопольная служба, мы можем вмешиваться в процессы рыночного ценообразования только в определенных случаях: когда доминирующий хозяйствующий субъект злоупотребляет своим положением, устанавливает монопольно высокую цену, в результате страдает потребитель (монополизированных рынков продуктов питания фактически нет), и когда на рынке с малым количеством участников возможен сговор (это тоже происходит не так уж и часто). В настоящее время рассматривается дело в отношении крупных хлебопекарных предприятий в Тамбове по признакам сговора: три крупных хозяйствующих субъекта отказались от ценовой конкуренции, одновременно повысили и установили одинаковую цену. Что касается сообщений от граждан о повышении цен, мы все их анализируем, и если на определенный продукт поступает несколько жалоб, мы начинаем проверять, где произошел рост цен, в каком звене сбой. Если есть повод для нашего вмешательства, мы обязательно вмешаемся.

- В какой сфере еще поступает много жалоб?

- Много жалоб на рынке жилищно-коммунальных услуг, газоснабжения, электроснабжения. Был период, когда поступало много жалоб на управляющие компании, которые вели недобросовестную конкуренцию, мешали другим предприятиям войти на рынок управления жилищным фондом, не передавали в установленный законом срок необходимые документы. Сейчас, в том числе и благодаря деятельности антимонопольной службы, количество жалоб в этой сфере уменьшилось.

Жалуются жители и на незаконное взимание платы за опломбировку приборов учета. В этой сфере мы активно восстанавливаем права граждан. Компании-нарушители с целью минимизации штрафа за нарушение антимонопольного законодательства добровольно возвращают жителям незаконно полученные деньги. Кстати, Тамбовским УФАС впервые в России была применена дисквалификация должностного лица предприятия-монополиста г. Мичуринска за взимание платы за опломбировку счетчиков.

- Действительно, у управления очень много сфер деятельности. Как удается справляться с такой нагрузкой?

- Сейчас в нашем управлении работает всего 23 сотрудника, которым нужно, как говорится, объять необъятное, нагрузка постоянно растет. Коллектив у нас дружный, сотрудники квалифицированные, компетентные, увлеченные своим делом. Делаем все, что от нас зависит, все, что можем: стараемся предупреждать нарушения, проводим обучающие семинары, активно пользуемся инструментом предупреждения. Это действенная мера позволяет быстро устранить нарушения антимонопольного законодательства при выявлении признаков злоупотребления доминирующим положением: предприятия, получившие от нас предупреждение, могут в добровольном порядке устранить нарушение, причем штрафных санкций в этом случае не последует.

В четвертом «антимонопольном пакете» предполагается расширение этого инструмента и на другие составы антимонопольных нарушений – недобросовестная конкуренция, ограничивающие конкуренцию действия органов власти. Также предполагается, что мы не будем рассматривать заявления физических лиц, а сосредоточим свою деятельность на защите хозяйствующих субъектов.

- Так в каких же случаях людям все-таки можно обратиться в УФАС?

- К нам можно и нужно обращаться в ситуации, когда ущемляются их права предприятиями-монополистами, в том числе в сферах естественной монополии, в случаях незаконного препятствования предпринимательской деятельности, как органами власти, так и предприятиями с большой рыночной властью, при нарушении рекламного законодательства. С каждым заявлением мы тщательно разбираемся и обязательно поможем, если это в нашей компетенции. Есть люди, которые звонят и говорят, что только наша служба может помочь. И нам очень приятно, когда после нашего вмешательства ситуация исправляется.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер