Газета №13 (985), 31 марта 2015
Перейти к номеру

Новый Кодекс, новые вопросы...

31 марта 2015, 11:46 Прочитали 739 раз
Проект нового Кодекса об административных правонарушениях вызывает вопросы, на которые пока нет ответа
20 января 2015 года в Государственную Думу был внесен проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или сокращенно КоАП РФ. Думаю, нет нужды объяснять, что КоАП непосредственным образом касается каждого гражданина России. В ныне действующем Кодексе перечислены сотни административных правонарушений и установлена ответственность за их совершение (главным образом — штраф). Среди них можно упомянуть правонарушения, посягающие на конституционные права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие, на общественный порядок, правонарушения в области промышленности, строительства, предпринимательской деятельности, налогов и сборов, дорожного движения.

Ныне действующий Кодекс вступил в силу с 1 июля 2002 года, после чего было принято более 350 законов, которыми в Кодекс было внесено более 2500 изменений. Очевидно, что после такого количества поправок любой документ утрачивает свою первоначальную системность и нуждается в глубокой переработке. Поэтому стремление не ограничиваться дальнейшими поправками, а разработать новый Кодекс можно только приветствовать.

Однако после ознакомления с текстом проекта возникают некоторые вопросы. Во-первых, в настоящее время в Государственную Думу внесена только Общая часть Кодекса, в которой развернуто формулируются основные понятия: административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание. Напомню, что действующий Кодекс состоит из пяти разделов, первый раздел является по сути Общей частью, второй — Особенной частью (в которой перечислены конкретные административные правонарушения и установлена ответственность за их совершение), а три других раздела посвящены процессуальным вопросам (т. е. тому, кем и как осуществляется производство по делам об административных правонарушениях и исполняются вынесенные постановления). Очевидно, что детально разобраться в действующем Кодексе можно, только изучая документ целиком. Поэтому не совсем понятно, почему разработчики нового Кодекса решили готовить его по частям. Думаю, что для адекватной оценки тех или иных основных положений, содержащихся в Общей части нового Кодекса, необходимо видеть документ целиком, необходимо понимать, как именно основные положения найдут свое отражение в конкретных нормах других частей Кодекса.

Во-вторых, проект нового Кодекса продолжает существующую традицию употреблять в наименовании формулировку «об административных правонарушениях». Хотя многие крупные специалисты в области права небезосновательно предлагают использовать формулировку «об административной ответственности». Действительно, фактически КоАП является кодексом об административной ответственности, поскольку не только содержит перечень административных правонарушений, но и регулирует целый комплекс вопросов, связанных с административной ответственностью (например, определяет систему и конкретное содержание санкций и порядок привлечения к ответственности). Кстати, ряд субъектов Российской Федерации назвали свои нормативные акты именно кодексами об административной ответственности. Это, скажем, Волгоградская и Тюменская области. Так почему бы федеральному законодателю не последовать их примеру и не использовать более точное наименование?

В-третьих, проект, в отличие от действующего Кодекса, предусматривает введение понятия категорий административных правонарушений: грубые, значительные и менее значительные. Предусматриваются критерии отнесения правонарушений в ту или иную категорию. Однако эти критерии далеко не всегда четкие. Например, грубое правонарушение, в числе прочего, «создает в результате его совершения угрозу наступления существенных вредных последствий». Как понимать эту формулировку, какие последствия следует считать просто «вредными», а какие «существенно вредными»? Далеко не ясно, как именно будет производиться отнесение правонарушения к той или иной категории, тем более при отсутствии в настоящее время проекта Особенной части Кодекса. С другой стороны, введение в проекте института категоризации административных правонарушений может повлечь за собой серьезное ужесточение административной ответственности. А именно если действующий Кодекс предусматривает, что лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение года после исполнения постановления о назначении этого наказания, то проект предусматривает увеличение данного срока до двух лет для значительных и до трех лет для грубых правонарушений. А это значит, что если в течение этого срока правонарушение будет совершено вновь, то оно будет рассматриваться как повторное. Соответственно, и наказание за него может быть жестче.

Исходя из сказанного, следовало бы или существенно доработать предложенные нормы о категоризации административных правонарушений, или полностью отказаться от этого института.

Перечисленные вопросы носят общий характер и затрагивают интересы как граждан, так и юридических лиц. Теперь хотелось бы остановиться на одном важном вопросе, касающемся предпринимательской деятельности. Проект, в отличие от действующего Кодекса, предусматривает в качестве вида административного наказания ликвидацию юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Полагаю, что введение столь суровой меры административной ответственности явно излишне. И в действующем Кодексе, и в проекте нового Кодекса предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Причем эта мера является очень жесткой, поскольку ее применение оборачивается для юридического лица, индивидуального предпринимателя такими убытками, которые ставят под сомнение их дальнейшую деятельность в качестве хозяйствующих субъектов.

Ситуация усугубляется и тем, что в современных условиях нередки случаи злоупотреблений в правоприменительной практике. Поэтому появление такого административного наказания, как ликвидация или прекращение деятельности, вполне может привести к его необоснованному применению. А угроза применения этой меры может использоваться как инструмент незаконного давления, например, для вытеснения конкурентов с рынка.

Учитывая важность законодательства об административных правонарушениях для интересов бизнеса, фонд «Собиз Инвест» проведет круглый стол на тему «Кодекс об административных правонарушениях и защита прав предпринимателей». В нем примут участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, ученые и преподаватели ведущих вузов области, представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители бизнес-сообщества. По итогам работы круглого будут выработаны рекомендации, которые планируется направить в Государственную Думу и другие заинтересованные органы власти.

Круглый стол состоится 9 апреля в 11 часов в конференц-зале гостиницы «Галерея» (г. Тамбов, ул. Максима Горького, 17). Пользуясь случаем, хотелось бы пригласить принять участие в его работе всех тех, кто проявляет интерес к данной тематике. Контактный телефон в Тамбове: 71-54-01, сайт фонда sobiz-fond.ru.

Павел Плотников, эксперт ТРО Фонд «Собиз Инвест»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер