Газета №10 (982), 6 марта 2015
Перейти к номеру

День женственности и достоинства

6 марта 2015, 14:17 Прочитали 886 раз
Отмечать День 8 марта – это традиция. Праздник вписался уже в генетическую народную память
Еще бы! Целое столетие российских детей учили поздравлять мам именно 8 марта, просто за то, что они мамы, и девочек – за то, что они девочки. Это был воспитательный момент в плане отношения полов. Правда, и идеологии в прошлом веке хватало даже в связи с этим праздником. Впрочем, об этом давно и прочно забыли. Меняются времена и приоритеты, но главное остается.

Любопытно, как изменился праздник за столетие? Откуда вообще пошла традиция поздравлять женщин именно 8 марта? Начиналось все, как ни странно, с того, что женщины захотели стать… мужчинами. Не буквально, конечно же, нет. Просто захотелось таких же прав, как и у мужчин. Чтобы не сидеть привязанными дома с детьми, а выбирать работу по призванию, участвовать в управлении государством, вообще быть социально активными.

Сейчас даже странно представить, но всего два века назад женщины не имели никаких гражданских прав и находились под опекой мужчины – отца, потом мужа или брата, другого родственника. Женщинам не позволялось получать высшее образование, занимать государственные должности, а также руководящие посты в частных компаниях. Именно поэтому настоящей трагедией становились случаи, когда женщина по какой-то причине оставалась без родственника-мужчины. Это означало бедность, нищету, полную социальную незащищенность, фактически гибель.

Нельзя сказать, что женщины мирились с таким положением. Еще в конце XVIII века появилось движение, названное феминизмом (от лат. femina, «женщина»). Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США. Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс. Она вошла в историю благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Вот тогда и заговорили в полный голос о том, чтобы предоставить женщинам гражданские права наравне с мужчинами. Например, избирательные права. Появилось общественное движение, участницы которого называли себя суфражистками (от англ. Suffrage – избирательное право).

Потребовалось сто лет активных выступлений и работы общественной мысли, чтобы положение начало меняться. Женское движение за свои права оказалось неотъемлемым от других гуманитарных общественных течений, таких, как либерализм и борьба за права человека. Феминизм стал частью революционных преобразований в мире. Во времена Великой французской революции 1789 года, например, женщины играли не последнюю роль. В историю вошло имя Олимпии де Гуж, автора Декларации прав женщины и гражданки. Говорят, когда ее отправили на гильотину, она сказала: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».

В начале XX века после целого ряда революционных потрясений в самых разных странах положение начало меняться. Кое-где женщины добились избирательного права. Вот тогда-то и появилась мысль о международной женской солидарности, и было принято решение ввести день единого выступления женщин всего мира за свои права. Историки приписывают эту идею немке Кларе Цеткин. Она высказала ее на Второй Международной социалистической женской конференции, которая проходила в Копенгагене 27 августа 1910 года в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала.

Впервые международный женский день отметили 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Именно эту дату предложила другая немка Елена Гринберг в память о революции в Пруссии, произошедшей в марте 1848 года. Потом год от года дата менялась. В России, например, женщины митинговали 2 марта 1913 года. В этот день было организовано собрание в здании хлебной биржи в Петербурге. На него пришли полторы тысячи человек. Окончательно дата 8 марта утвердилась в 1914 году. Через несколько лет, после революции 1917 года, этот день в России стал государственным праздником.

Еще долгое время международный женский день 8 марта считался праздником политическим. Впрочем, постепенно в СССР он утратил протестную окраску. Считалось, что в социалистическом государстве у женщин и так единые права с мужчинами. Впрочем, идеологический характер праздника сохранился. 8 марта чествовали женщин-тружениц, добившихся крупных достижений в экономике и науке, в социальной сфере и других областях тогдашней жизни. Но это была официальная сторона праздника. В народе же установилась традиция хотя бы раз в году вспоминать, что женщина не только общественный деятель и полноценная производственная единица, она еще и мать, жена, любимая. Одним словом, женщины России добились права работать наравне с мужчинами, а день 8 марта использовали, чтобы напомнить о том, что они все-таки женщины.

Что ждут россиянки на 8 Марта?

Экономия - дело хорошее, но есть случаи, когда вашу бережливость просто «не поймут». Например, попытка оптимизировать расходы на подарки к 8 марта может осложнить дальнейшие взаимоотношения с близкими и любимыми вами дамами. Лучше не рисковать и не жадничать.

Как выяснили социологи Ромир, несмотря на кризис, россияне перед весенним праздником по-прежнему отводят существенную часть своего бюджета на подарки прекрасным дамам. Правда, содержимое подарочных упаковок слегка изменилось по сравнению с прошлыми годами.

Самый популярный подарок - как всегда, цветы. Их, как показывают многолетние исследования, мужчины дарят женщинам даже чаще, чем им хотелось бы. Мечтает о таком презенте 41 процент женщин, дарят букеты 51 процент рыцарей. Популярна также косметика или парфюмерия (это мечта 27 процентов) женщин, а «руководство к действию» - для трети (36 процентов мужчин). Считается хорошим подарком шоколад и прочие сладости, а также разнообразные приятные мелочи.

Лучшие друзья девушек, конечно же, бриллианты. Но на это могут рассчитывать лишь немногие. В этом году, как показывает исследование покупательского спроса Ромир в виде скан-панели товарных чеков 10 тысяч россиян из городов с населением свыше 100 тысяч человек, средние расходы на покупку шоколада и сладостей в преддверии праздников выросли по сравнению с прошлым годом - с 228 до 244 рублей. А вот на декоративную косметику (тени, пудру, тушь, тональные кремы и прочее) наши сограждане сейчас тратят меньше: год назад средний чек на такие товары составлял 412 рублей, сейчас - 359. Это меньше, чем даже три года назад, если учитывать инфляцию и рост цен. Все-таки кризис сказывается, и сейчас даме, скорее, вручат коробку конфет, нежели косметический набор от известной фирмы. Ну и букет впридачу.

А вот на духи и прочую парфюмерию средний чек вырос: год назад он составлял 1692 рубля, сейчас - 1874. Правда, говорит это скорее о росте цен, чем о щедрости дарителей: духи «вразвес и на разлив» не продаются, а стоимость любимых флакончиков сильно выросла. Сказываются и промо-акции, которые проводят сейчас парфюмерные магазины: слово «скидки» производит магическое действие даже на тех, кто помнит суммы на прошлогодних ценниках и понимает, что снижением цен тут и не пахнет (в буквальном смысле слова).

А вот у тамбовчанок, судя по итогам опроса в группе «Тамбовский курьер» в соцсети «ВК», свои предпочтения. Большая часть проголосовавших хотят получить от мужчины в этот весенний день просто приятный сюрприз (26%). Судя по всему, их особо не волнует, будут ли это ключи от нового авто или редкий цветок с какого-нибудь экзотического острова. Следующий желаемый подарок на 8 марта, исходя из женских ответов, туристическая путевка. О ней мечтает 17 процентов опрошенных дам. Чуть более 11 процентов милых созданий готовы выбрать себе подарок сами на приготовленный вами для них сертификат в какой-либо магазин, салон и т.д. На четвертом месте по популярности ответов – ювелирные украшения. 7,5 процентов тамбовчанок, участниц опроса, не отказались бы от них этой весной. А вот без малого 6 процентов хотели бы услышать от своего любимого предложение руки и сердца. Романтики вы, милые дамы, неисправимые романтики.

…Сладкая жизнь, весенние ароматы, переливание дорогих камней и металлов, мечты о путешествии - ну как оставить без этого любимых женщин? Подарок, конечно, по нынешним временам дорог. Но любовь-то и вовсе бесценна.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер