Газета №10 (982), 6 марта 2015
Перейти к номеру

Чей поезд ушел?

6 марта 2015, 14:09 Прочитали 1 124 раза
В РЖД предложили передать часть ответственности за пригородные электрички регионам
В заключительные дни февраля руководство ОАО «РЖД» разослало телеграммы в регионы, имеющие доли в двадцати пяти пригородных пассажирских компаниях. В них железнодорожники предложили передать в уставный капитал упомянутых ППК арендуемый ими у РЖД подвижной состав. Среди адресатов оказалась и Тамбовская область, где подобное предложение встретили с осторожностью.

Впрочем, сбросить балласт в виде социально необходимого, а значит, зачастую не приносящего прибыли транспорта монополия стремилась не единожды. Так, с первого января 2015 года по всей стране отменили свыше трехсот электричек. При этом отдельные регионы лишились их вовсе, а в Тамбовской области число отмененных электричек составило девятнадцать, что значительно скорректировало маршруты местных пассажиров. И только вмешательство общественности вкупе с поддержкой президента восстановили социальную справедливость. Тамбовчанам, к слову, на отдельных маршрутах не только вернули прежние электрички, но и сохранили свеженазначенные.

Ищите виноватых

В 2014 году на обслуживании пригородного транспорта компания РЖД, по сообщению самой монополии, потеряла пятнадцать миллиардов рублей в целом по стране. Регионы компенсировали около восьми с половиной миллиардов. Памятуя о будущей задолженности уже в двадцать и более миллиардов по прогнозам на 2015 год, руководство приняло эпохальное решение вовсе отменить движение пригородного транспорта.

- Ответственность за ситуацию с электричками лежит, прежде всего, на властях регионов. Я бы здесь во главу угла ставил не тезис о том, что любые объективные решения у нас почему-то неминуемо должны вести к социальным взрывам. А говорил бы о возможности реализации тех или иных услуг, носящих социальный характер, по схеме: услуга – оплата. С этой точки зрения считаю важным подчеркнуть, что на сегодня у нас лишь десять регионов полностью компенсируют убыточность пригородных перевозок. Зато двадцать два региона компенсируют меньше пятидесяти процентов. Возникает интересная ситуация: кто-то развивает тезис о неизбежности роста социальной напряженности, но при этом никто не говорит, что она возникнет из-за того, что услуга предоставляется, но не оплачивается. Никого не удивляет, когда штрафуют безбилетника, никто не возмущается, что хватают за руку покупателя, который пытается какой-то товар из магазина вынести неоплаченным. А почему отношение к транспортной услуге такое, что перевозчик обязан услугу предоставить, но покупатель этой услуги – а это и гражданин, и субъект Федерации, который регулирует наши тарифы, – не обязан ее оплатить? – возмущался в январском интервью «Российской газете» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

В свою очередь, региональные власти отмечали, что оплачивать суммы, полученные из туманных расчетов РЖД, они не планируют.

- Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80–85 процентов расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем, - прокомментировали заявление о еще грядущей отмене электричек губернаторы регионов в декабре.

Электрички отменили первого января, но уже в начале февраля вернули снова. Поводом, напомним, послужило довольно резкое требование Президента РФ Владимира Путина найти средства на восстановление маршрутов:

- А что, у нас Министерство транспорта не существует, что ли? По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно. Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?

Рублем по электричке

Удивляться Владимиру Путину пришлось дважды: после возвращения «ушедших поездов» стоимость проезда в них резко выросла. В отдельных регионах – с двадцати до девяноста рублей. Естественно, что резкий рост тарифов на услуги железнодорожного транспорта обеспокоил и тамбовчан. Как сообщили в областном управлении транспорта, действительно, ожидается запланированное минимальное подорожание.

- С первого июля 2015 года стоимость проезда на пригородном железнодорожном транспорте составит шестнадцать рублей в расчете на одну зону. Таким образом, рост тарифа составит 6,7 процента, - пояснили в Управлении транспорта Тамбовской области.

Соответствующее постановление было принято администрацией Тамбовской области в конце декабря прошлого года. К слову, последнее повышение стоимости зонного проезда произошло первого июля 2014 года. Оно также составило один рубль: с четырнадцати до пятнадцати за зону.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер