Собственно, из чего делаются такие выводы и как складывается цена на топливо? Сегодня приблизительная цена за литр бензина в России равна тридцати двум рублям. В Венесуэле, к примеру, за эту сумму можно залить целый бак, притом что и Россия, и Венесуэла являются крупнейшими экспортерами нефти. Тогда почему такая разница? Многие отечественные аналитики полагают, что все дело в ценовой войне, которую между собой ведут государство и нефтяники. Одни обвиняют других в манипулировании ценами, другие же жалуются на слишком жесткую налоговую политику. Последняя, к тому же, существенно отразится на всей сфере.
В ноябре прошлого года Государственная Дума приняла закон о налоговом маневре в нефтяной сфере. Заключается он в сокращении в течение трех лет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением налога на добычу нефти и газового конденсата. Чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и минимизировать негативные шоки для отдельных отраслей, поэтапно снижаются ставки акциза на нефтепродукты — в 2,2 раза за три года.
Юрий, менеджер одной из топливно-нефтяных компаний, работающих на Тамбовщине, полагает, что в результате подобного маневрирования россиянам теперь придется платить большую цену за бензин:
- За последний год нефть подешевела более чем на треть. Тогда как за этот же срок бензин на заправках, наоборот, подорожал. Дело в том, что в цене бензина около сорока процентов приходится на налоги, на саму же нефть – не более двадцати. Кроме того, стоимость топлива сильно зависит от курса рубля. А он в последнее время не очень-то радует. К тому же введенное налогообложение нефтяной отрасли усилит подорожание бензина.
Между тем налоговый маневр не единственная причина, по которой бензин в стране дорожает. Рыночные аналитики отмечают, что причины столь скачкообразной нагрузки на карман автолюбителей кроются в структуре самого российского рынка нефтепродуктов. Капитализм в стране строится стахановскими методами, однако создать полноценные рыночные механизмы регулирования отраслей, связанных с ресурсами, у нас пока не получается. Поэтому не стоит удивляться, что игра идет в одни ворота: несмотря на то, что нефть дешевеет, по всем прогнозам, ожидать дешевеющего бензина не стоит. Не стоит забывать, что кошелек потребителя оплачивает и модернизацию НПЗ. Ибо в конечную стоимость бензина закладывается и так называемая инвестиционная составляющая. А если принять в расчет стремление порадовать потребителей топливом высокого экологического стандарта, выводы напрашиваются соответствующие…
Однако как бы ни пугали прогнозы насчет того, что бензин будет дорожать, на тамбовских автозаправочных станциях мы наблюдаем несколько иную картину. Ситуация складывается парадоксальная. Бензин на начало года в регионе подешевел. По данным Тамбовстата, средняя цена литра бензина автомобильной марки АИ-92 с октября по декабрь упала с 33,13 рубля до 32,13 рубля, а марки АИ-95 и выше с 35,22 рублей до 34,77 рубля.
Если проследить динамику ценообразования, то средняя стоимость бензина в Тамбовской области за последние пять лет увеличилась примерно на 69 процентов (12,56 рубля). Так, по данным Росстата, на январь 2009 года средняя потребительская цена на автомобильный бензин в Тамбовской области равнялась 18,26 рубля, за год его стоимость увеличилась на 15 процентов. Кстати, за последние пять лет это был самый большой скачок цены на бензин в регионе за год. Самый низкий отмечался два года назад. За 2013 год стоимость бензина выросла на восемь процентов (с 28,01 копейки в начале года до 30,38 рубля – в конце).
В целом же с января 2014 года 92-й бензин вырос с 29,23 рубля до 32,13 (декабрь). Если не брать в расчет ситуацию нынешней осени, то пик роста бензина пришелся на июль, тогда за месяц бензин подскочил больше чем на рубль – с 30,31 рубля в июне до 31,38 в июле. С 95-м бензином ситуация складывается не лучше. Его рост за двенадцать месяцев 2014 года составил 2,69 рубля – с 32,08 рубля в январе до 34,77 в октябре. Притом что еще два месяца назад цена за литр 95-го бензина составляла 35,34 рубля.
Любопытно, несмотря на то, что аналитики предрекают ценовой рост бензина, а на тамбовских заправках отмечается снижение, предугадать как будет строиться политика в сфере ценообразования топлива, мало кто берется. Все от того, что слишком непредсказуема нынешняя ситуация в российской экономике. Нам остается уповать лишь на то, что если цены на бензин и будут расти, то пусть хотя бы этот рост будет плавным.