Газета №5 (977), 3 февраля 2015
Перейти к номеру

Интернатура вне стандарта

3 февраля 2015, 22:42 Прочитали 1 837 раз
Со следующего года медицинские вузы, скорее всего, больше не будут готовить интернов
Интернатура: быть или не быть?

Система российского медицинского образования вновь на пороге реформ. Их основы были заложены еще в 2011 году, когда президентом был Д.А. Медведев. Суть всех перемен в отечественной системе здравоохранения преследовала главную на тот момент цель – решить проблему кадрового дефицита врачей в стране. Согласно утвержденному новому федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения в российских медицинских вузах предполагалось, начиная с 2016 года, отменить интернатуру. О том, как будут готовить медицинских работников в новых условиях, уйдет ли в прошлое интернатура и не скажется ли это на качестве подготовки врачей, нам расскажет директор Медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина, доктор экономических наук, профессор Ольга Степичева.

– Закон, предусматривающий переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, к сожалению, не предусматривает механизм его реализации. Сейчас сказать однозначно, как он будет реализован на практике, никто не может, – поясняет Ольга Александровна.

Как уточнила директор Медицинского института, новый федеральный государственный образовательный стандарт предполагает для будущего доктора шестилетнее обучение в вузе, получение диплома с правом работать врачом общей практики в первичном звене здравоохранения – поликлиниках, ЦРБ.

– Если есть желание получить более узкую специализацию, можно поступить в ординатуру. Пока срок обучения в ней составляет два года. Однако не исключено, что он поменяется и составит от двух до пяти лет в зависимости от направления специализации: кардиохирургия, неврология и т.д.

Кроме того, как отметила Ольга Степичева, ординатура будет практикоориентированная, то есть обучение в ней будет проходить одновременно с работой в первичном звене.

– Ничего страшного в том, что уйдет интернатура, я считаю, нет. Новая система подготовки поможет определенной части врачей закрепиться в наших поликлиниках, где, как мы все с вами знаем, есть дефицит с медицинскими кадрами. Поработав здесь какой-то период времени, наверняка многие захотят остаться. Какая-то часть врачей, естественно, пожелает продолжить учебу, – продолжает Ольга Степичева.

И такую возможность мединститут Державинского вуза докторам дает. На сегодняшний день здесь по-прежнему действует интернатура, которая осуществляет выпуск специалистов, о чем мы поговорим чуть ниже. Но не будем забывать и о том, что при вузе есть еще и ординатура, которая готовит офтальмологов, онкологов, дерматовенерологов.

– Более того, готовясь к упразднению интернатуры, мы расширяем перечень специальностей ординатуры и, в первую очередь, упор делаем на те, в которых остро нуждается система регионального здравоохранения. Это анестезиологи-реаниматологи, эндокринологи, онкологи, терапевты, педиатры и другие, – отмечает директор Медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина. – К введению нового закона мы готовы, точно так же, как и готовы учить требуемых в области врачей-специалистов.

За качество отвечают

Безусловно, нас, получателей медицинских услуг, больше всего волнует вопрос их качества. В контексте нашего разговора мы не могли не поинтересоваться у человека, который отвечает за подготовку будущих докторов, не повлияет ли отмена интернатуры в медицинских вузах на качество образования будущих специалистов. Вопрос, как отметила Ольга Александровна, что называется, «не в бровь, а в глаз»:

– Третий образовательный стандарт предусматривает расширенную практическую подготовку. Студенты медвуза, начиная с третьего курса, активно практикуются на наших клинических базах тамбовских больниц. Их наставники – лучшие доктора города и области. Поэтому, когда у меня спрашивают, кого мы готовим, я отвечаю, что система регионального здравоохранения – ее представители – готовят кадры для себя, растят, что называется, достойную смену, – подчеркивает Ольга Степичева.

Возвращаясь к уже состоявшимся выпускникам мединститута, Ольга Александровна с гордостью говорит о том, что 90 процентов ее бывших студентов, окончивших интернатуру, разъехались именно в города и районы Тамбовщины и успешно ведут свою профессиональную деятельность. Порой случается и так, что многих талантливых студентов-старшекурсников главные врачи ведущих больниц и поликлиник области по достоинству оценивают в ходе практических занятий и по окончании обучения в вузе приглашают на работу.

– Что же касается теоретической части, то мы, будучи институтом классического вуза, не стали в своей образовательной программе сокращать количество теоретических часов. Считаем, что настоящий высокообразованный врач должен владеть широкой теоретической базой, в том числе знать основы философии и иностранный язык. Мы имеем достаточно большой потенциал по всем нашим теоретическим кафедрам, где обучение ведут доктора, кандидаты медицинских наук. Со всей ответственностью заявляю, что за качество образования нашего института мы как образовательная организация полностью отвечаем, – подчеркнула Ольга Степичева.

Как бы кто ни относился к образованию в тамбовском мединституте, стоит признать, что на сегодняшний день только он способен решить потребность региона в медицинских кадрах. И для этого у вуза есть практически все – теоретическая и практическая базы, выстроенное взаимодействие с ведущими учреждениями здравоохранения области, высококвалифицированные педагоги. Но есть еще один немаловажный факт, на котором так или иначе завязано качество любого получаемого человеком образования, в том числе и медицинского, – желание его получить. И, конечно, нацеленность на результат. Ольга Александровна неслучайно в нашем разговоре отметила, что большинство ее студентов на этот самый результат нацелены. Это чувствуется в их отношении к учебе, участии в практических занятиях, научной деятельности и т.д. А настоящим хорошим врачом, и мы это все с вами знаем, становятся не столько в силу многолетней учебы, сколько благодаря многолетнему опыту реальной работы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер