Газета №50 (970), 16 декабря 2014
Перейти к номеру

Двадцать лет вместе с Тамбовщиной

16 декабря 2014, 15:17 Прочитали 1 596 раз
Все годы своей деятельности ТГУ имени Державина ориентирован на потребности региона
Сначала – немного личного. Я принадлежу к тем редким выпускникам высшей школы, у которых в дипломе написано (не дословно, но близко к тексту): поступил в ТГПИ, окончил ТГУ имени Державина. Для молодежи, которая, может быть, не в курсе: ТГПИ – это Тамбовский государственный педагогический институт. Более того, я принадлежу к тем еще более редким выпускникам, которые стали первыми, у кого в дипломе появилась эта надпись: окончил ТГУ имени Державина. С тех пор минуло с лишком уже девятнадцать лет. А в эти декабрьские дни нынешнего года сам университет отмечает двадцатилетие со дня своего возрождения.

Образование – универсальное

О том, почему возрождения, а не появления, чуть позже. А пока обратим внимание на формулу «поступил в институт – окончил университет». На первый взгляд, наружу так и просится вывод: назвали пединститут и «кулек» университетом, и этим дело ограничилось. Нет, лично я на то, чтобы называться «университетским», и не претендую. Под знаком ТГУ я и проучился-то всего полгода, да и то на индивидуальном плане. Но для всех последующих поколений студентов Державинского ситуация выглядит в корне иначе. Да и смысл возникновения университета классического образца в Тамбове в том и состоял, чтобы не делать университетом, например, пединститут или институт культуры и готовить в рамках нового вуза те же самые кадры. Понятно, что те же самые кадры в прежних вузах готовить и нужно. Идея была в том, чтобы существующие вузы использовать в качестве базы для появления университета – но только базы. Ни о каком правопреемстве речи тут идти не может. Это же именно университет в прямом значении этого слова, а не достаточно модное, но от этого не менее странное сегодняшнее явление – типа университет культуры или университет финансов.

Чтобы понять всю странность подобных словосочетаний, достаточно влезть в любой словарь и увидеть, что слово «университет» означает «высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания». Поскольку происходит оно от латинского universitas – совокупность, общность – то понятно, что это место, где учат практически всему, вуз, под крышей которого получают специальности по самым разным направлениям. Поэтому и считать, что Державинский стал последователем и продолжателем дела того же нашего педа, никак нельзя – уровень совершенно другой. Но так как наиболее логичным было соединять гуманитарные вузы, то именно институт культуры и педагогический институт объединились и стали базой для классического университета в нашем городе.

Да и задачи у бывших институтов и нынешнего университета тоже сильно отличаются. Как очень точно отметил на днях во время своей встречи с тамбовскими журналистами ректор ТГУ имени Державина, председатель комитета по науке, образованию и культуре Тамбовской областной Думы, председатель Совета ректоров Тамбовской области, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Владислав Юрьев, вузы, которые существовали двадцать лет назад на Тамбовщине, давали кадры исполнительские. А нужны были кадры, которые позволяли бы концентрировать вокруг себя разные процессы, объединять людей. Для этого и создавался университет.

Кстати, в тему – прошло двадцать лет, и от специальностей, по которым готовили в Тамбовском пединституте и Тамбовском институте культуры, в общем объеме тех специальностей, которые сегодня есть в Тамбовском государственном университете, осталось процентов пятнадцать-двадцать. Из одиннадцати институтов, которые сейчас входят в состав ТГУ, только два сохраняют профиль, который имели бывшие вузы. А девять структурных единиц – совершенно новые учебные заведения, готовящие специалистов, которых раньше никогда не готовили вузы области.

Все свое

В этой связи не могу удержаться, чтобы не высказать следующее. Каждый раз, как в Тамбове появляется что-то новое, начинается одна и та же песня: ну что вы, кто у нас может таких спецов готовить! Это же вам не Москва (Воронеж, Саратов и т.д.). Да кому они будут нужны! Их же на работу никто не возьмет! И так далее, и тому подобное. Тот же Владислав Юрьев так выразился по этому поводу:

- На периферии всегда рассуждают очень просто: у нас в деревне умных нет, давайте обратимся в соседнюю, может, оттуда пришлют. Поэтому, когда мы начинали готовить юристов, все говорили: ну какие могут быть юристы в Тамбове! Сегодня все тамбовские структуры, и правоохранительные, и экономические, и так далее закрываются нашими юристами. Такая же ситуация была и с экономистами, и со многими другими специальностями. Точно такая же ситуация наблюдалась и с медиками. Когда мы открыли медицинский институт, нам говорили: ну какая может быть подготовка медиков в Тамбове! Да здесь никогда не было мединститута! А сегодня мы уже сделали два выпуска. У нас обучается больше тысячи иностранных студентов только в медицинском институте. Мы готовим медиков почти для пятидесяти стран мира. Вот - результат.

И еще один немаловажный аспект. Университет всегда был ориентирован на нужды и потребности родной области.

- Мы плоть от плоти региона и считаем себя региональнообразующим фактором, - отмечает ректор ТГУ имени Державина. - Мы готовим самые разные кадры, от артистов до профессионалов в области национальной безопасности – всего более ста специальностей. И это необходимо делать, потому что мы – региональный университет, и мы работаем, прежде всего, на Тамбовщину. Делаем это вот уже двадцать лет. Тяжело это? Тяжело. Нужно? Нужно. Большие задачи стоят впереди? Стоят. Мы их выполним? Обязательно!

Образование с традицией

А теперь – исторический факт. Почему же, говоря о двадцатилетии Державинского университета, мы употребляем слово «возрождение», а не «появление» университета на Тамбовщине? Дело в том, что университет в Тамбове уже был. Основан он был в 1918 году. Лекции в нем читали в основном приезжие профессора и приват-доценты Московского университета. Просуществовав три года, вуз был закрыт, но оставил огромный след в развитии образования края: при университете были организованы кооперативные курсы, пункты по ликвидации неграмотности, Институт народного образования, в дальнейшем преобразованный в педагогический институт.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер