Газета №49 (969), 9 декабря 2014
Перейти к номеру

Сквозь восемьдесят «школьных» лет

9 декабря 2014, 23:57 Прочитали 2 219 раз
Средняя общеобразовательная школа № 33 города Тамбова празднует свой юбилей
Школа № 33 всегда отличалась от иных учебных заведений города. Бережно передавая традиции от поколения к поколению, коллектив сумел воссоздать семейную атмосферу, которая вот уже восемьдесят лет является визитной карточкой школы. Преемственность поколений нашла воплощение в том, что выпускники стремятся вернуться сюда: кто-то ради того, чтобы увидеть любимых педагогов и почувствовать тепло родных стен, а кто-то ради того, чтобы посвятить себя по примеру своих учителей детям. О том, как формировался коллектив школы и какое значение имело учебное заведение в жизни учеников, учителей и города в целом, нам поведали представители трех поколений педагогов, большая часть из которых, отучившись в 33-й школе, пришла сюда работать.

Михайлова Лия Михайловна, учитель математики:

В 33-й школе я проработала сорок восемь лет. Здесь я училась, и работать пришла сюда же. Чтобы понять, как складывался наш коллектив, откуда пошли традиции, нужно проследить историю нашей школы. Впервые я познакомилась со школой в 1949 году, когда пришла в первый класс.

Улица, на которой располагалась школа, только после войны стала носить имя Николая Францевича Гастелло, раньше она была Товарная. Это было связано с тем, что рядом была железная дорога, поэтому вдоль улицы располагались торговые ряды. Кроме того, здесь были вагонно-ремонтные мастерские, рабочие которых и решили построить в этом районе школу. Если учесть, что образованных людей среди трудящихся было немного, то можно понять, как они желали дать образование своим детям. Школу рабочие возводили на собственные средства, в строительстве принимал участие и мой отец.

Интересно, но на первых порах преподавателей было не так много. В основном приходили люди, окончившие институт благородных девиц. Это первое, что наложило свой след на преподавательский состав. В школе работали необыкновенно образованные, культурные люди. К примеру, французский язык у меня вела княгиня Кира Георгиевна Волконская. Я вспоминаю, как однажды на уроке у нее рассыпались бусы, и бриллианты начали падать под стол; как мы, школьники, бросились под парты их собирать…

Позже школа стала носить имя Владимира Ильича Ленина. Коллектив обращался с просьбой о его присвоении к Надежде Константиновне Крупской. Школа носила два номера – пятьдесят два и шестьдесят пять. Связано это было с тем, что в одном здании находились женское и мужское учебные заведения, учились в разных крыльях, также одно крыло отдавалось железнодорожному техникуму.

Здесь был очень сильный преподавательский состав. И мужчины, и женщины всегда надевали строгие костюмы. Мужчины, к слову, в первые годы носили железнодорожную форму.

Первый выпуск десятого класса состоялся в 1941 году, но буквально после выпускного вечера многие ребята ушли на фронт. В годы войны школу из здания убрали. Здесь располагался госпиталь. Школьники вместе с учителями ухаживали за ранеными, стирали бинты, готовили концерты, заготавливали овощи для госпиталя, работали на строительстве узкоколейки. Все это затрагивало первые традиции непосредственного и частого общения между ребятами и учителями. Когда закончилась война, начались восстановительные работы. Мы собирали металлолом, макулатуру, выезжали на трудовые бригады. Будучи секретарем комсомола, я участвовала в строительстве нового здания, которое открылось в 1959 году. Мы были безумно счастливы, когда нам предоставили новое здание, потому что занятия в старой школе проходили в три смены.

Взаимоотношения между учителями и школьниками складывались благодаря тому, что все что ни делалось в этих стенах, совершалось совместными усилиями: организовывалась самодеятельность, учебный, воспитательный, организационные процессы. Что характерно, во главе всего стояли наши руководители. Одним из достойнейших примеров был Алексей Николаевич Молчанов, участник Великой Отечественной войны, он всегда ходил в мундире. Казался нам необыкновенно строгим, а бывало, улыбнется – и совершено другое восприятие человека. Во главе школы всегда стояли необыкновенно мудрые и талантливые руководители, которые заботились не только о самой школе, но и об учителях. Да и педагоги отдавали школе всю душу, может быть, поэтому коллектив был такой сплоченный, радушный, готовый прийти на помощь.

Матвеева Владлена Герасимовна, учитель химии:

Впервые я переступила порог этой школы в 1969 году, посвятив этому учебному заведению сорок один год. Мой муж получил направление в Тамбовское летное училище, и я приехала с ним. Эти стены встретили меня очень приветливо, и я благодарна руководству, коллективу. Педагоги у нас были целеустремленные, доброжелательные, дружные.

Вспоминаются директора школы Семенов Евгений Александрович, Нехорошев Иван Федорович, замечательные заместители: Свиридова Галина Михайловна, Королева Людмила Андреевна и многие, многие другие. Все они были сильными, опытными, строгими, но добрыми наставниками, которые очень помогали нам в становлении и в качестве учителя, и в качестве классного руководителя. Это приводило к тому, что наша школа всегда была на хорошем счету, занимала первые места по многим показателям, за что мы получали благодарности, и неоднократно наш коллектив награждался туристическими путевками. Мы дважды побывали в Прибалтике, посещали Ленинград, Белоруссию и пр. Но самое главное, что мы вместе с семьями выезжали в лес, занимались спортом, ходили в театры, в походы - словом, поддерживали дружбу как в стенах школы, так и за ее пределами.

В нашей школе было очень развито наставничество. Приходит молодой учитель, к нему прикрепляется наставник. Таким образом, мы передавали наши традиции новому поколению. Учителя всегда поддерживали друг друга, потому что работа с детьми складывалась непросто: случаи бывали разные, да и дети тоже. Но мы старались привить им все самые добрые качества. Впрочем, сама школа стала для нас семьей. Здесь учились дети, внуки, племянники наших учителей, а многие наши ученики выбирали педагогическую стезю.

А как у нас была поставлена самодеятельность?! Мы старались увлечь детей, в школе большое влияние имели общественные организации, профсоюзы, партийные ячейки – все это наложило отпечаток на атмосферу в школе.

Оневская Людмила Юрьевна, учитель математики:

Учиться я пришла в родную 33-ю школу в 1973 году. Еще в школе, помогая проверять тетради своей классной руководительнице Анне Николаевне Комаровой, я поняла, что хочу пойти по ее стопам и стать преподавателем математики. Мечту свою я осуществила, поступив после школы в пединститут. По окончании пришла в свою школу, где и проработала двадцать шесть лет.

Раньше, будучи школьницей, я не задумывалась о той связи поколений, что существовала здесь. Интересы были другие что ли, но когда пришла сюда работать, поняла, какое значение имеют сохранение и передача традиций в этой школе.

Абакумова Светлана Андреевна, учитель русского языка и литературы:

Я являюсь выпускницей этой школы. После института вернулась сюда. Я никогда не ощущала себя вне школы: мне здесь было настолько комфортно, что мой приход в это учебное заведение был таким естественным, иначе быть не могло. Со многими учителями меня связывали не только школьные отношения: к ним можно было обратиться по различным вопросам.

После того как я начала работать здесь, у меня поменялось отношение ко многим педагогам. К примеру, Забавникова Галина Анатольевна – учитель, который всю жизнь проработал в школе, и казавшийся настолько строгим, неприступнным, оказался веселым и очень открытым человеком.

Часть былых традиций, к сожалению, уже утрачена. Но мы сейчас стараемся сохранить и передать молодым учителям дух школы, все самое лучшее, что здесь есть, а прежде всего, чувство одной большой семьи, взаимопомощи и взаимовыручки.

Кулешова Ирина Борисовна, учитель начальных классов:

Мое знакомство со школой состоялось в 1978 году. Встретил меня здесь, как дочь, директор школы Нехорошев Иван Федорович и сразу дал первый класс, в котором на тот момент должно было учиться 38 человек. Я сначала так испугалась, боялась, что не справлюсь. Но меня поддерживали здесь и руководители, и учителя.

Мой наставник, Плутенко Людмила Федоровна, научила меня главному: никогда не повышай голос на детей, так они чувствуют твое бессилие. Этот урок, как, впрочем, и многие другие я запомнила на всю жизнь. Позже сюда пришла учиться и моя дочь.

О 33-й школе у меня только самые добрые воспоминания, здесь всегда чувствовалось незримое доверие друг к другу, особое приветствие как отпечаток прошедших лет. До сих пор прослеживается связь поколений, взаимопомощь.

Баженова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов:

С этой школой у меня связано многое: здесь училась я, мои братья и сестры. Профессиональный выбор также был сделан в этих стенах. Моей первой учительницей была Самодурова Нина Павловна. Уже в начальной школе я поняла, что хочу быть учителем начальных классов. Позже моей классной руководительницей стала Матвеева Владлена Герасимовна. Я благодарна этим женщинам, они многое вложили в нас, научили ответственности и уважению к старшему поколению. Я всегда хотела вернуться в свою школу педагогом, ведь здесь все родное: стены, учителя…

Здесь очень добрый и замечательный коллектив, мы очень дружны и всегда помогаем друг другу. Хоть не все традиции и дошли до наших дней, но мы осознаем, что учитель – это призвание, если ты не любишь детей, то в школе делать нечего.

Моргунова Анна Юрьевна, учитель информатики и ИКТ:

Хоть училась я не в этой школе, но встретили меня здесь очень хорошо, добродушно, было такое чувство, что я и училась, и работала в этих стенах. Эта школа стала для меня всем, я с удовольствием прихожу на работу. Я горжусь тем, что стала частью этого учебного заведения, и не хочу никуда уходить.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер