Но вернемся к устной части. Еще весной сего года начали появляться разговоры о том, что многие итоговые экзамены могут обзавестись устной частью. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что по завершении анализа введения с этого года устной части ЕГЭ по иностранным языкам Рособрнадзор, возможно, уже с 2016 года введет устную часть в ЕГЭ по другим предметам, и прежде всего гуманитарным, во главе с литературой.
И тут, как говорил когда-то герой Ильфа и Петрова, Остапа понесло. Интернет стал наполняться паническими настроениями школьников, которые практически в единый голос заявляли, что этого нововведения они явно не переживут. Впрочем, понять современную молодежь можно. Сегодня подготовка к Единому государственному экзамену сродни прохождению курса молодого бойца: главное в этом ремесле – выжить. Между тем педагоги не спешат острить, ибо утверждают, что, как бы ни ужесточали госэкзамен, уровень знаний школьников из года в год хромает. Более того, с каждым годом возрастает количество девятиклассников, которые не могут «честным» путем осилить основную программу девятилетки.
Учитель русского языка и литературы одной из школ Тамбовской области Светлана С. отмечает, что современные дети, воспитанные ЕГЭ и Интернетом, уже не могут самостоятельно излагать свои мысли, причем ни письменно, ни устно.
- Их мыслительные процессы сводятся к тому, что приходится выбирать правильный ответ из уже предложенных вариантов. Устная речь для детей представляет определенную сложность, потому что в их голове нет запрограммированного ответа. Еще несколько лет назад, когда только вводили единый госэкзамен, педагогический состав возмущался тому, что тестовая форма проверки знаний по гуманитарным дисциплинам неприемлема. Как можно литературу в тестовую форму облечь? Отсюда и вопросы на ЕГЭ появляются: «В какой главе «Войны и мира» Болконский встретил Наташу Ростову»? Зачем эти знания детям нужны? Гуманитарные дисциплины призваны учить школьников выражать свои мысли и анализировать процессы, но не загонять их в рамки выборного процесса. Поэтому я считаю, введение устной части - шаг к тому, что дети начнут не только правильные ответы запоминать, но и учиться правильно говорить.
Правда, смущает в этом процессе иной аспект. Как будет формироваться система оценки? Бесспорно, что критерии будут разработаны. Но вспомните, как все начиналось. Школьники сдавали госэкзамен, затем направляли свои результаты во всевозможные учебные заведения и становились студентами. Собственно, этой цели и подчинено все испытание. Сейчас, судя по всему, к единой форме пытаются добавить старый добрый советский вариант образования, по крайней мере, его часть. Тогда возникает множество вопросов, в числе которых эффективность единого экзамена как такового. Но этот вопрос из разряда демагогий и многолетнего спора на тему, зачем нужен ЕГЭ.
Татьяна, мама двоих детей, отмечает, что школьников сейчас настолько замучили всевозможными нововведениями, что они думают не о том, как знания получить, а о том, как Единый государственный экзамен сдать. А это, согласитесь, из разряда системного парадокса. Правда, не исключено, что итоговая аттестация школьников с введением устной части станет той золотой серединой между получением знания и сертификата о сдаче. Но в какой форме все это будет реализовано, покажет время.