Газета №48 (968), 2 декабря 2014
Перейти к номеру

Почему разговор пугает школьников?

2 декабря 2014, 14:56 Прочитали 2 333 раза
Устных ЕГЭ может стать больше
Нет предела совершенству. Тем более если речь идет о Едином государственном экзамене, который, несмотря на свой многолетний стаж, все еще вызывает неоднозначные оценки общества. Тем не менее, процесс сдачи экзамена с каждым годом корректируется, в чем-то усложняя жизнь современных школьников. Не так давно одиннадцатиклассников сочинением пугали, но не успели несчастные ученики смириться со своей неизбежной участью излагать собственные мысли, как появилась еще одна «страшилка». Очередной «ужастик» единого госэкзамена предстал перед школьниками и их родителями в виде заявления о том, что в ближайшем будущем устная часть появится в большинстве гуманитарных предметов, а именно истории, литературе, иностранном языке. С последним случаем, кстати, предсказания сбылись. В число основных новшеств ЕГЭ-2015 входит введение устной части ЕГЭ по иностранным языкам. Кроме того, грядущий год будет ознаменован разделением госэкзамена по математике на базовый и профильный уровни; итоговым сочинением; портфолио абитуриента. Напомним и о том, что вузы получили право дополнительно к результатам ЕГЭ засчитывать до 10 баллов за сочинение и еще столько же — за участие в олимпиадах, спортивные и другие внеучебные достижения школьников.

Но вернемся к устной части. Еще весной сего года начали появляться разговоры о том, что многие итоговые экзамены могут обзавестись устной частью. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что по завершении анализа введения с этого года устной части ЕГЭ по иностранным языкам Рособрнадзор, возможно, уже с 2016 года введет устную часть в ЕГЭ по другим предметам, и прежде всего гуманитарным, во главе с литературой.

И тут, как говорил когда-то герой Ильфа и Петрова, Остапа понесло. Интернет стал наполняться паническими настроениями школьников, которые практически в единый голос заявляли, что этого нововведения они явно не переживут. Впрочем, понять современную молодежь можно. Сегодня подготовка к Единому государственному экзамену сродни прохождению курса молодого бойца: главное в этом ремесле – выжить. Между тем педагоги не спешат острить, ибо утверждают, что, как бы ни ужесточали госэкзамен, уровень знаний школьников из года в год хромает. Более того, с каждым годом возрастает количество девятиклассников, которые не могут «честным» путем осилить основную программу девятилетки.

Учитель русского языка и литературы одной из школ Тамбовской области Светлана С. отмечает, что современные дети, воспитанные ЕГЭ и Интернетом, уже не могут самостоятельно излагать свои мысли, причем ни письменно, ни устно.

- Их мыслительные процессы сводятся к тому, что приходится выбирать правильный ответ из уже предложенных вариантов. Устная речь для детей представляет определенную сложность, потому что в их голове нет запрограммированного ответа. Еще несколько лет назад, когда только вводили единый госэкзамен, педагогический состав возмущался тому, что тестовая форма проверки знаний по гуманитарным дисциплинам неприемлема. Как можно литературу в тестовую форму облечь? Отсюда и вопросы на ЕГЭ появляются: «В какой главе «Войны и мира» Болконский встретил Наташу Ростову»? Зачем эти знания детям нужны? Гуманитарные дисциплины призваны учить школьников выражать свои мысли и анализировать процессы, но не загонять их в рамки выборного процесса. Поэтому я считаю, введение устной части - шаг к тому, что дети начнут не только правильные ответы запоминать, но и учиться правильно говорить.

Правда, смущает в этом процессе иной аспект. Как будет формироваться система оценки? Бесспорно, что критерии будут разработаны. Но вспомните, как все начиналось. Школьники сдавали госэкзамен, затем направляли свои результаты во всевозможные учебные заведения и становились студентами. Собственно, этой цели и подчинено все испытание. Сейчас, судя по всему, к единой форме пытаются добавить старый добрый советский вариант образования, по крайней мере, его часть. Тогда возникает множество вопросов, в числе которых эффективность единого экзамена как такового. Но этот вопрос из разряда демагогий и многолетнего спора на тему, зачем нужен ЕГЭ.

Татьяна, мама двоих детей, отмечает, что школьников сейчас настолько замучили всевозможными нововведениями, что они думают не о том, как знания получить, а о том, как Единый государственный экзамен сдать. А это, согласитесь, из разряда системного парадокса. Правда, не исключено, что итоговая аттестация школьников с введением устной части станет той золотой серединой между получением знания и сертификата о сдаче. Но в какой форме все это будет реализовано, покажет время.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер