Газета №44 (964), 31 октября 2014
Перейти к номеру

Заплати за мечту

31 октября 2014, 11:58 Прочитали 1 677 раз
Минобрнауки предлагает сократить количество бюджетных мест в вузах по неприоритетным специальностям
Не в приоритете

Пару лет назад пришлось мне стать свидетелем одной семейной драмы. Серебряная медалистка Наталья поступила в тамбовский вуз на юридический факультет. Она прошла по конкурсу и оказалась на бюджете. Учеба у девушки шла отлично, все сессии закрывались на одни пятерки.

Но вот незадача – когда Наталья заканчивала второй курс, ей объявили, что курс третий и все последующие будут платными. Дескать, не по статусу техническому вузу бесплатно обучать гуманитарным специальностям. Если хочешь и далее продолжать обучение, то будь добр выплачивать в год сорок с лишним тысяч рублей. Вроде бы немного, но не для семьи, состоящей из дочери-студентки и матери – сельской учительницы. Деньги нашлись, переводиться или бросать учебу девушка не стала. Сегодня она уже дипломированный специалист, и новые реформы Министерства образования и науки ее мало волнуют. Зато каждая новость от этого ведомства заставляет беспокоиться нынешних и будущих студентов и их родителей.

Недавняя инициатива Минобрнауки – сократить количество бюджетных мест по неприоритетным направлениям подготовки - вызвала широкое обсуждение в обществе. Таким образом, ведомство планирует сэкономить бюджетные средства. Как обычно бывает, мнения разделились.

- Собственно говоря, ничего плохого в сокращении бюджетных мест я не вижу. Сейчас школы заканчивают дети, родившиеся в середине девяностых, когда рождаемость достигла антирекорда. Из-за демографического кризиса поступить в вузы на бюджетные места может практически каждый абитуриент, набравший определенное количество баллов. В провинциальных университетах практически исчезла конкуренция при поступлении, резко снизился конкурс на одно бюджетное место. Связи с общественностью, менеджмент и маркетинг, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, экономика – на эти специальности традиционно поступает много абитуриентов. Ежегодно страна получает фактически ненужных специалистов, которые редко работают по специальности. Уменьшение количества бюджетных мест, закрытие в вузах отдельных специальностей или введение квоты на платников могло бы спровоцировать то, что абитуриенты стали бы поступать на более востребованные специальности, - разговорился как-то знакомый, который, к слову, одно время преподавал в вузе.

В массовом сознании прочно утвердились постулат о необходимости высшего образования и презрение к рабочим специальностям. Мол, диплом об окончании юридического или экономического факультета, кажется, должен быть у каждого. Тот же бывший преподаватель с усмешкой сказал, что на высшее образование существует мода: пару десятков лет тому назад все стремились быть инженерами, потом юристами и экономистами, сегодня же наблюдается уклон в сферу IT-технологий и рекламу с пиаром.

Между тем физиками-ядерщиками, фармацевтами или радиотехниками стремится быть не такое большое количество поступающих. По словам самих абитуриентов, «учиться тяжело». Эти специальности и ряд других (все относятся к сферам фармацевтики и медицины, техники и физмату) выделены в качестве приоритетных. Если абитуриент поступает на одну из них бюджетно, то он получает в будущем дополнительную президентскую или федеральную стипендию. Прибавка в несколько тысяч рублей весьма ощутима для студенческого кармана.

Все бы и хорошо, но, выделив ряд специальностей в приоритетные и оказав студентам материальную поддержку, государство не решило бы урезать права студентов других направлений подготовки.

Стоимость бюджетника

По разным оценкам, один бюджетник в университете обходится государству в сумму от шестидесяти до ста тридцати тысяч рублей в год. Зависит эта сумма не только от приоритета специальности, но и от более обыденных вещей. Например, подготовка филолога обойдется меньше, чем подготовка медика, поскольку для обучения первого не требуется огромное количество дорогостоящего оборудования: медицинских тренажеров, препаратов и многого другого.

С одной стороны, образование должно быть доступным. С другой стороны, сегодняшние университеты должны сами окупать себя, а сделать это можно во многом только за счет увеличения количества контрактников. Плюс считается, что если человек платит за получение профессии, то учиться он будет прилежнее.

- Мы видим, что за нулевые годы количество бюджетников у нас сократилось с почти шестидесяти процентов до тридцати семи, увеличилась и стоимость обучения. Но реально к увеличению качества образования это не привело. Совершенно очевидно, что государство ставит скорее задачу оптимизации бюджетных средств, чем модернизации системы образования, - отметил Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов.

Кстати, недавно услышала, что на моем журфаке, возможно, в будущем году не будет бесплатного набора. Не в приоритете. Стоимость очного обучения в год – семьдесят тысяч рублей. Потянуть эту сумму сможет далеко не каждая тамбовская семья, не все смогут и содержать ребенка в другом городе, где удалось бы поступить на похожий факультет бесплатно. Пессимисты ожидают наплыва бесталанных, но обеспеченных.

- Коммерциализация приведет к тому, что в вузы будут поступать не те, кто имеет хорошие знания. Бюджетник не нахлебник: это человек, который выдержал конкурс. А контрактник — это тот, кто конкурс выдержал не с самыми хорошими показателями, - подчеркнул студенческий омбудсмен Артем Хромов.

Тамбовский акцент

Говорить о плюсах и минусах грядущего нововведения можно бесконечно. Одно ясно точно: полезного для провинциальных университетов в новшестве мало. Не секрет, что многие специальности, довольно редкие и весьма востребованные в узком кругу, существуют исключительно в бюджетном варианте. Специалиста-музеолога, выражаясь по-простому, с руками оторвут в любом музее страны. Но профессия эта почему-то престижной не считается. Набор на специальность «Музеология» в тамбовском вузе всегда был небольшой, исключительно бесплатный. В прошлом году специальность закрыли. Примерно та же история произошла и с «Философией». Исключительно бюджетники – неэффективно. Детская песенка про «Все профессии нужны, все профессии важны» не всегда отражает истинное состояние системы профессионального образования. С другой стороны, обучение, к примеру, на учителя начальных классов не всегда выгодно самому платнику. Сколько пройдет времени при нынешнем уровне зарплат, чтобы окупить затраты на образование? Не проще ли пойти в юристы за те же деньги?

В нашей области можно получить высшее образование далеко не по всем приоритетным направлениям. Техническим, физико-математическим наукам у нас обучают, а вот тому, что связано с космосом, – нет. Даже врач и учитель, не говоря уже о профессиях в сфере АПК, не включены в список. Сокращение бюджетных мест может поставить под угрозу само существование региональных вузов как центров развития науки, в том числе и краеведческой.

Кстати, вице-премьер Ольга Голодец недавно заявила, что в правительстве не обсуждался вопрос сокращения расходов на развитие образования. Вполне возможно, что обсуждаться он и не будет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер