Газета №44 (964), 31 октября 2014
Перейти к номеру

Не хлебом единым

31 октября 2014, 11:54 Прочитали 1 067 раз
Причина падения рождаемости на Тамбовщине не всегда зависит от экономических или медицинских факторов. Мы стали иначе думать
Образ мыслей

В прошлых номерах «ТК» мы коснулись экономического и медицинского аспекта снижения рождаемости в области. Да, материальное положение большинства россиян не всегда безупречно. Да, здоровье нации в некотором роде также оставляет желать лучшего. Но главная проблема не в этом. За последние пару десятилетий у нас коренным образом изменился не только образ жизни, но и образ мыслей. За семьдесят лет, проведенных в СССР, люди стали менее религиозными, а нахлынувшие в девяностых западные веяния с отголосками их сексуальной революции шестидесятых лишили нас не только традиционных на Руси семейных ценностей, а даже насаждаемой партией пуританской морали. Ветер перемен коснулся каждого, но не каждый последовал ему.

- Все исследования наталкивались на то, что причину в экономической или социальной сфере найти невозможно. У такого положения дел нет никаких экономических причин. Падение нравов, засилье псевдокультуры, формирование извращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи - вот истинные причины. Люди, которые разводятся, делают аборты, бросают своих детей, становятся наркоманами, совершают те или иные антисоциальные поступки, делают это вне всякой связи с их экономическим положением. Даже наоборот богатые люди более подвержены различным порокам. Мало того, что Россия не относится к числу беднейших стран и даже на уровне отдельной семьи этой связи между доходом и устойчивостью семьи не наблюдается. Опыт показывает, что в семьях верующих имеется в несколько раз больше детей, чем в семьях неверующих при прочих равных условиях, я имею в виду экономические условия. Имеют гораздо больше детей, и это говорит о том, что причины низкой рождаемости лежат не в экономике. Кроме того, государство все-таки должно регулировать информационную политику, потому что то, что мы сейчас видим по телевидению, очень плохо сказывается на семье, браке. Это порнография, это рекламируемый образ жизни, который ориентирован только на удовольствия, где нет места детям, семье, браку, супружеству. И определенная информационная политика в отношении СМИ могла бы тоже привести к каким-то положительным результатам, - говорит священник Максим Обухов.

Как говорится, «в СССР секса не было». Мало кто знает окончание этой фразы, потонувшей в глумливых усмешках участниц телемоста. Секса, действительно, не было. Была любовь. Да и ту пытались расшатать теорией «стакана воды» и прочими проявлениями свободомыслия, которые ныне пышным цветом цветут в Европе и странах Северной Америки.

Западный ветер

В девяностые соотечественникам официально разрешили верить и в Бога, и в массовую культуру. Приверженцев религии бесконтрольного потребительства оказалось больше, а с нею вместе пришло и позднее эмоциональное взросление, и эгоистическое желание «жить для себя», и другие ценности, не являющиеся традиционными для России.

- В мире наметились тенденции к усилению бессемейной организации жизни, к удобному и необременительному одиночно-холостяцкому существованию, к стокгольмской модели. И, как следствие этого, уменьшается число детей в семьях, что, в свою очередь, ведет к резкому изменению всего строя жизни, систем ценностей, ослаблению отцовства и материнства, сплоченности родителей и детей, исчезновению ролей брата и сестры, дезорганизации систем родства, - отмечает доктор философских наук, профессор Анатолий Антонов.

Далеко ходить не следует: наши с вами мамы зачастую выходили замуж, будучи студентками третьего курса. К выпускному обзаводились первенцем. А после совмещали воспитание детей со строительством коммунизма. Теперь же на девушку, которая раньше двадцати пяти лет собралась стать мамой, во многих городах посмотрят косо. «Поживи для себя! Потом успеешь», - скажет не один доброхот. Вот вам и отношение к детям. Если раньше – подарок, то теперь – обуза, которая мешает родителям напиваться по ночам в барах и посещать заграничные курорты. Как результат – позднее материнство и малодетность. Делает ли это нас счастливее?

- Нам совершенно не подходит американская модель: сначала карьера, потом любовь и семья, - объясняет доктор филологических наук, профессор Анна Ш. – Пик чувств у людей с российской ментальностью просыпается рано – примерно в двадцать два – двадцать четыре года. В этом возрасте и создание семьи, и рождение детей происходят «исподволь». В старшем возрасте решиться на такие кардинальные перемены человеку становится страшнее. Если говорить об американцах, то их эмоциональная зрелость наступает гораздо позже – около тридцати. И тридцать на Западе – оптимальное время для создания семьи. Культура же нашей страны тяготеет к восточной. Для российского человека индивидуализм не так важен. Поэтому последовательность «семья-карьера» больше подходит российскому человеку, чем «карьера-семья». Нам проще состояться в жизни, зная, что рядом есть человек, который может поддержать в трудную минуту. На Западе же большее значение придается самостоятельности.

Реклама – двигатель… чего?

Современные стандарты жизни не самозародились в российском обществе. Сложное экономическое и социальное положение в девяностых, безусловно, дало свои отрицательные результаты. Но большее значение все же принято придавать западной массовой культуре. Потоки фильмов и сериалов, глянцевых журналов, рекламы рисуют образ вечно молодого, вечно свободного, вечно успешного человека. Семью покажут в рекламе сока или майонеза. Да и то в ролике не будет множества детей, бабушек и дедушек. Впрочем, есть мнение, что реклама – не пример для подражания, а следствие сложившейся в стране ситуации.

- В рекламе чаще всего представлен некий усредненный образец, а не идеальный. Это, в первую очередь, полная семья, где есть и мать, и отец, с двумя разнополыми детьми. В нашем обществе многодетность рассматривается, скорее, как отклонение от нормы, как и бездетность. Реклама же демонстрирует середину. Она – не причина и не пример, а отражение действительности. Изменится настроение в обществе, изменится и реклама, - прокомментировали на кафедре рекламы и связей с общественностью ТГУ имени Г.Р. Державина.

Спасибо, что в отечественной рекламной семье есть мама и папа, а не «родитель номер один» и «родитель номер два». Если чему и стоит радоваться, так однозначно этому «отставанию» России от прогрессивного Запада. Там в меньшинстве как раз традиционность, и некоторые страны Европы сами пребывают в шоке от творящегося на их территории.

- Однополые союзы, аборты нарушают баланс общества. Мы должны определить понятие «дискриминация» на международном уровне. Сейчас так называемая защита прав человека идет в угоду узкой группе людей. Некоторые люди вообще не получают права быть рожденными - о каком гражданском обществе может идти речь? – цитирует «Российская газета» президента итальянского фонда «Novae Terrae» Луку Джузеппе Волонте.

Их ситуация должна послужить нам примером того, как делать не надо. А значит, назрела потребность не только в грамотной демографической политике, но и культурной: традиционные ценности России не должны обходить стороной наши экраны.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер