Газета №43 (963), 28 октября 2014
Перейти к номеру

Продукты. Made in Russia

28 октября 2014, 16:36 Прочитали 1 346 раз
Стимулировать россиян покупать отечественные товары будут по-новому
Двигателем прогресса является отнюдь не реклама, как считают многие, а предубеждение. Именно благодаря ему мы покупаем тот или иной товар. Вот, к примеру, сложилось такое мнение, что некоторые китайские товары не отличаются особым качеством, а вот наше, отечественное, наоборот. Только вот распознать, где «чужие», а где «свои», не всегда бывает возможным.

Ананасы с тамбовских грядок

Москвичка Анна Сухина, являясь давним поклонником тамбовских продуктов, зачастую уходит с местного сельскохозяйственного рынка несколько разочарованная. Виной тому «брендовые войны».

- Традиционно в начале осени мы отправляемся за сельхозтоварами на неподалеку расположенный рынок. Туда обычно съезжаются как кавказцы со своими апельсинами, дынями, мандаринами и прочими фруктами, так фермеры и торговцы с центральной России. У тамбовчан мы всегда берем овощи. Во-первых, потому что нравится по вкусовым предпочтениям. Во-вторых, качество продуктов меня устраивает, к тому же я фактически уверена, что доля химической обработки минимальна, - повествует женщина.

Но, по ее словам, в последнее время все чаще и чаще представители из других регионов стали выдавать свою продукцию за нашу, за тамбовскую.

- Обхожу я овощные ряды в поисках картошки. Вдруг вижу огромную надпись на картонной бумаге «Тамбовский картофель». Я обрадовалась, что искать долго не пришлось. Подхожу к прилавку, а мне женщина елейным голосом: «Покупайте! Картофель свежий, только на прошлой неделе выкопали». Гляжу, а картошка-то тамбовская в глине лежит.

- Да где ж вы в Тамбове глиняную землю нашли, там же чернозем один, - спрашиваю продавца.

Та, по-видимому, о географических особенностях региона ведала мало. Женщина начала уверять, что Тамбовщина богата глиняными землями, и картофель, выращенный в таком грунте, самый вкусный и полезный. Спорить не стала, как, впрочем, и покупать этот картофель тоже. Возможно, что могли с Тамбовской области такой картофель доставить, но не в таком же количестве! Да, если честно, найти тамбовскую картошку на рынке тяжелее стало, слишком уж многие на нее походить хотят, - заключила Анна.

К сожалению, но подобные случаи далеко не единичны. Правда, определить, откуда был доставлен товар, на глаз чрезвычайно сложно. Как отметили в региональном управлении сельского хозяйства, в таких случаях необходимо требовать сертификат соответствия на товар, где прописана его география. В случае, если вам отказали либо в документе не указано место происхождения, следует обратиться в отдел по защите прав потребителя. Однако многих ли интересует, откуда прибыл на прилавок тот или иной товар? Не думаю, хотя в свете последних событий, вопросом этим заинтересоваться все же стоит.

С учетом происхождения

Однако проблема указания региона происхождения набирает серьезные обороты в масштабах всего мира. Вспомним нашумевшую историю с маркировкой российских товаров, когда киевский горсовет обязал все магазины города размещать российские товары на отдельных полках и маркировать их ценники. Ранее на Украине уже проходили акции по бойкоту товаров из России. Так, сторонники бойкота, начиная с призывов в Интернете, стали приходить в магазины с плакатами «Российское убивает». А в Херсоне городской совет принял решение маркировать российские товары зубастой матрешкой с автоматом.

Идея о том, чтобы выделять какой-либо продукт, не лишена основания, правда, российские политические деятели считают, что маркировка украинских или китайских товаров больше походит на дискриминацию. Чтобы этого избежать, в Союзе потребителей России предложили дополнительно маркировать товары российского производства.

Кроме того, как сообщают «Ведомости», Минсельхоз выступает с инициативой указывать страну происхождения при маркировке мяса: упакованное в России импортное мясо называется российским, и покупателей тем самым вводят в заблуждение. Проблема, однако, далеко не только с мясом: множество товаров, маркированных табличкой «сделано в России», на самом деле произведено за границей.

Внести изменения в технический регламент Таможенного союза, дабы обязать указывать страну происхождения при маркировке мяса, предложил министр сельского хозяйства Николай Федоров. Он отметил, что сегодня реализация мяса и в оптовой, и в розничной торговле осуществляется без указания страны происхождения.

- В результате импортное мясо, разделанное и упакованное в России, маркируется с указанием наименования адреса российского производителя. При этом страна происхождения на маркировке не указывается.

По словам министра, введение данной меры будет способствовать увеличению спроса на отечественное мясо, поскольку маркетинговые исследования подтверждают более высокую лояльность российских потребителей к продукции местного производства.

Правда, как сообщают в «Ведомостях» со ссылкой на председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, в настоящее время технически невозможно отследить происхождение мяса и иных продуктов.

- Внесение изменений в регламент можно поддержать, но реальный контроль осуществить очень сложно. Ввозится импортером партия товара, здесь импортер перепродает другому и меняются документы. И страну происхождения совершенно невозможно установить. Сама идея правильная, но поскольку никаких механизмов не предложено, маркировка будет только запутывать потребителя. Есть опыт Евросоюза: там существуют независимые институты сертификации, когда продукция отслеживается фактически от фермерского хозяйства. Соответствующие инспекторы считают объемы продукции на поле, потом на обрабатывающем предприятии. У нас эту систему нужно создавать с нуля, она в ЕС десятилетиями создавалась. Поправками в регламент мы эту проблему не решим, - сообщает Михаил Аншаков.

Между тем если на российском уровне система только начинает формироваться, в регионах распространена практика маркировки местных товаров. Так, на Тамбовщине фактически во всех крупных магазинах есть полки, на которых присутствуют только товары местных производителей. С недавних пор в мелких и средних павильонах стали появляться надписи «Экологически чистые товары местного производства». По мнению ряда экспертов, такая мера не только стимулирует покупателей выбирать местные товары, но и формирует репутацию региона.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер